МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пришла вода, открывай ворота

С окончанием паводка проблем на Дальнем Востоке только прибавится

В конце сентября на Дальний Восток придут первые заморозки. Для жителей региона «рядовые вестники зимы» в этом году могут стать настоящей катастрофой. Паводок, плавно переходящий в морозы, — это беда не только для затопленных зданий и строений, но также для сельхозугодий, деревьев, дорог...

Фото: Светлана Самоделова

Хабаровские блогеры выкладывают в Сеть хронику дальневосточного наводнения. Фотографии завораживают. Величественный Дворец спорта, стоящий прямо посреди «моря разливанного»: позолоченные статуи по щиколотку в воде, речная рябь в колоннадах, деревья, растущие прямо из стихийного озера. Зрелище фантасмагорическое, но понимаешь, что последствия этой «красоты» чудовищны: Дворец спорта теперь придется полностью реставрировать, вековые деревья скорей всего погибнут — у них подмыта корневая система. И так во всем: вода рано или поздно уйдет, а проблемы останутся....

В Хабаровском крае вода сейчас медленно отступает от краевой столицы. Ежедневно уровень падает на 10–20 см. Но в Комсомольске-на-Амуре до спада еще далеко: в среду уровень перевалил за 9-метровую отметку. Понятно, что за две оставшиеся недели вода не успеет сойти полностью. Но даже если случится чудо и Амур резко вернется в привычные берега, времени на то, чтобы просохли затопленные дома и поля, просто не остается. Оценить ущерб от дальневосточного паводка 2013 года пока не берется ни одна правительственная комиссия. Пока лишь ведется «скорбная статистика»: количество подтопленных домов, угодий, разрушенных дорог и мостов. Что со всем этим делать, решать придется «с колес». Надвигающаяся зима не оставила времени на долгие раздумья. Итак, что мы имеем на сегодняшний день.

Дом под водой

В Амурской области, где вода уже спала, сейчас как раз подсчитывают ущерб. Подтопленных или частично затопленных населенных пунктов в регионе было 112. Пострадали более 80 тысяч человек, из них 10 тысяч детей. По предварительной оценке, порядка 2000 домов считаются непригодными для дальнейшего проживания.

В Хабаровском крае наводнение еще в самом разгаре. Поэтому окончательный масштаб бедствия еще не ясен. На 10 сентября в регионе было подтоплено 74 населенных пункта, 2760 жилых домов с населением 29 041 человек. Всего на данный момент эвакуировано 5005 человек, в том числе 1278 детей. Был затоплен 3401 приусадебный участок, 3762 дачных участка.

Тысячи людей безвозвратно потеряли дома и в лучшем случае теперь вынуждены ютиться по родственникам-знакомым — или на койках пунктов временного размещения. Понятно, что как минимум нескольким тысячам жителей Хабаровского края придется встречать зиму не в родных стенах… Местные власти, конечно, пытаются сделать все возможное, чтобы решить проблему новых «бездомных». Губернатор Амурской области Олег Кожемяко, например, сообщил: «В сентябре-октябре новое жилье получат не меньше 300 амурских семей, чьи дома признают непригодными для проживания. Остальным будем строить». Глава Приамурья уже поручил руководителям профильных министерств в кратчайшие сроки рассмотреть варианты покупки жилья для граждан из расчета до двух миллионов рублей на семью из трех человек.

В Хабаровском крае также выделены деньги на приобретение квартир тем, кто лишился жилья. Но есть ли в регионе около трех тысяч пустующих квартир? Ведь, напомним, в крае подтоплено 2760 домов. Конечно, не все из них после ухода воды будут в непригодном состоянии. У некоторых из них лишь пострадал фундамент и вода стоит в погребах. Но если в ближайшие недели вода не отступит, то и на этом жилье можно поставить крест. Пропитанные водой фундаменты после первых же морозов просто рассыплются.

Именно поэтому сегодня в регионе у волонтеров, развозящих помощь по подтопленным селениям, просят в первую очередь тепловые пушки. С их помощью в Амурской области удалось спасти уже сотни домов. Но в Хабаровском крае, напомним, вода еще даже не схлынула...

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, только что выигравший выборы, уже разработал закон о бесплатном выделении земли под строительство жилья для пострадавших от паводка. «51-я статья Жилищного кодекса предполагает долгую процедуру оформления земли под строительство частного дома, включая аукционы. С принятием регионального закона мы сможем уйти от этой процедуры и еще до наступления холодов решить жилищные проблемы пострадавших от паводка. Мы исследовали общероссийский рынок быстровозводимых домов. На наш призыв откликнулось много подрядных организаций, которые готовы поставить в край 1388 домокомплектов. Ориентировочно еще около месяца понадобится на сооружение конструкций и сдачу дома под ключ», — сообщила журналистам зам. министра строительства края по экономическим вопросам Ирина Игонова.

Пока же дома еще даже не начали строить. Значит, зиму людям придется коротать в пунктах временного размещения. На данный момент развернуто 36 ПВР, в 26 ПВР размещено 1620 человек, в том числе 556 детей. Но матрасы на полу актовых залов и раскладушки в брезентовых палатках хороши для временного пребывания летом. А зимой помещения, где будут жить люди, должны быть как минимум отапливаемы. И как максимум, коли речь идет не об одном месяце жизни, желательно, чтобы у каждой семьи была хотя бы своя комната. Это то, о чем местным властям придется думать в первую очередь.

Поля направо, вода налево

Общая площадь гибели сельхозкультур в Дальневосточном федеральном округе составила 590 тыс. гектаров. Ущерб с учетом упущенной выгоды — 10,5 млрд рублей. С учетом того, что плодородный слой придется восстанавливать не один год, можно считать, что Дальний Восток остался практически без сельского хозяйства. Так считают пессимисты. Но в такой ситуации, согласитесь, оптимистом быть трудно.

Поэтому глава Приамурья делает особый акцент на последствиях паводка для сельского хозяйства.

— Мы область аграрная, — говорит он, — затопленных сельхозугодий у нас около 500 тысяч гектаров. На них работают люди, которые взяли кредиты, купили технику, скот, которые жили с этого, рассчитывали получить урожай и отдать кредиты. Поэтому мы собирали банкиров, объясняли кризис ситуации. Россельхозбанк принял мораторий на несколько месяцев, но это не решит проблемы граждан, которым нужно как минимум дождаться урожая следующего года, восстановить поля, где нарушена мелиоративная система, водоотводные каналы, дороги к этим полям. Поэтому необходима помощь со стороны государства именно в оплате или пролонгации процентов по кредитам на год. Только по лизинговым платежам за технику и за скот мы должны заплатить 520 миллионов, по процентам — 460 миллионов, и два миллиарда должны вернуть по основному кредиту. Если мы не решим этот вопрос, то сельское хозяйство отбросим года на 3–4 назад.

Президент Владимир Путин во время визита в затопленный регион, кстати, тоже обратил внимание на ситуацию в сельском хозяйстве. Он пообщался с местными аграриями. И поинтересовался у них, что нужно сделать в первую очередь.

— Необходимо сделать запасы семян зерновых культур, сои, картофеля, чтобы мы заново начали работать, — высказался глава хозяйства из затопленного села Усть-Ивановка Леонид Казаков.

— А сейчас, чтобы войти потом нормально в следующую весну, что нужно сделать? — поинтересовался Путин.

— Надо высушить и привести в порядок картофелехранилища, которые у нас на территории находятся. Про жилье я молчу уже, само собой разумеется. Ну и людей поднять, как говорится, чтобы они в город не убежали.

— Будем работать вместе — нос не вешайте только. Стихия есть стихия, ничего здесь не поделаешь, — резюмировал президент.

С учетом обещаний главы государства можно надеяться, что зимой регион без пропитания не оставят. Уже сейчас в Дальневосточный округ тоннами завозят гуманитарную помощь. Но селянам и дачникам, которые потеряли не только урожай этого года, но и плодовые деревья и кусты, которые не пережили затопления, от этого не легче.

Крысы атакуют

Самой печальной страницей спасательной операции во время наводнения на Дальнем Востоке можно считать гибель военнослужащего, управлявшего армейским «КамАЗом». Колонна доставляла песок на временную дамбу в Комсомольске-на-Амуре. Трасса Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре на тот момент была затоплена, и движение по ней было закрыто. Но командир роты повелел колонне ехать напрямую, а не в объезд. В результате многотонная машина, шедшая последней, съехала с трассы и полностью ушла под воду. Водителя спасти не удалось.

Беда в том, что в подобном состоянии сегодня находится большинство дорог в Хабаровском крае. Некоторые участки полотна уничтожены полностью. В Хабаровском крае в плачевном состоянии 25 участков дорожного полотна автодорог местного значения общей протяженностью 66 км плюс 4 пострадавших автомобильных моста. В Амурской области пострадало 400 километров дорог и 71 мост. Так что многие населенные пункты в преддверии зимы остаются практически без связи с «большой землей».

В поселки, полностью отрезанные от мира, принято решение завозить топливо, уголь и пропитание на баржах.

Еще одна проблема — электричество. Низковольтные линии электропередачи, которые сегодня стоят в воде, постепенно расшатываются, некоторые падают, их восстанавливают. Попытки граждан самостоятельно наладить электроснабжение в подтопленных домах приводят к трагедиям. Во вторник житель Комсомольска-на-Амуре погиб от удара током, когда пытался на крыше наладить электропроводку.

Таким образом, на ближайшую зиму во многих поселениях остается лишь один проверенный способ отопления — дедовский, с помощью угля. Благо по топливным складам пока нет потерь.

Дома, земля, дороги... Но и вода, которой сейчас на Дальнем Востоке в избытке, тоже является проблемой. Потому что воды много, но чистой, питьевой почти не осталось. Паводковые воды затопили выгребные ямы и скотомогильники, колодцы и водозаборы полны грязной жижи. Поэтому руководитель Роспотребнадзора по региону Владимир Отт призвал всех жителей не пользоваться водой из открытых источников. А для воды из трубопроводов центрального водоснабжения сейчас применяется гиперхлорирование. По словам Отта, для населения оно неопасно.

«Для того чтобы уменьшить риск заболевания опасными инфекциями, население подтопленных районов вакцинируют, — сообщил Владимир Отт. — Сейчас в распоряжении Министерства здравоохранения 75 тыс. доз вакцин. Почти половина этого количества уже использована. В первую очередь люди прививаются от гепатита А».

В Роспотребнадзоре обращают внимание на еще одну грозящую региону опасность: грызунов, которые рванули с затопленных земель поближе к людям. Ожидается резкое увеличение их популяции. Уже сейчас специалисты отмечают превышение популяции грызунов в Хабаровском крае в два-три раза выше нормы, и их количество будет только расти. А грызуны, как известно, являются активными разносчиками различных инфекционных заболеваний. Учитывая, что в Киргизии в конце этого лета была зафиксирована вспышка бубонной чумы, не исключено появление этой заразы и на Дальнем Востоке. Специалисты Хабаровской противочумной станции Роспотребнадзора начали осуществлять беспрерывный мониторинг за популяцией грызунов. По словам специалистов, на данный момент большинство грызунов не представляют особой опасности для людей, однако вскоре ситуация может измениться. С наступлением холодов мыши и крысы побегут в дома.

Поэтому региональное отделение Роспотребнадзора сейчас готовится практически к спецоперации: во избежание массового распространения инфекций совместно с войсками РХБЗ впервые должна быть проведена массовая дезинфекция затопленных районов. Специалисты Роспотребнадзора займутся дезинфекцией жилых домов. А военные будут дезинфицировать улицы, площади, набережные, парки, скверы и овраги.

Дно проблемы

Остается надеяться, что усилия местных и федеральных властей, собранные в кулак, смогут уберечь регион от серьезных проблем. Назначенный новым министром по развитию Дальнего Востока Александр Галушка брошен практически «на амбразуру». Главное для правительственной комиссии, которая сейчас занимается разработкой мер по ликвидации последствий наводнения, сосредоточиться на первоочередных, жизненно важных темах. Хватит ли для этого выделенных 12 миллиардов рублей, о которых говорит премьер-министр Дмитрий Медведев? Некоторые эксперты полагают, что этих денег хватит лишь на «латание дыр». Для полноценной ликвидации последствий нужно не менее миллиарда долларов. А главное, что предстоит сделать, — выяснить первопричину нынешнего катастрофического паводка на Дальнем Востоке. Амур всегда выходил из берегов. Сама история того же Комсомольска-на-Амуре началась со страшного наводнения 1933 года, когда строителей «города юности» буквально смывало из палаточных городков. Из того наводнения был вынесен полезный урок: строительство авиазавода, задуманного в Хабаровске прямо на берегу Амура, было приостановлено. Затем строительную площадку перенесли на возвышенность. А в 70-е годы, когда строились новые городские районы, было принято предложение поднять на 8 метров нулевую отметку основания города. Во многом это и спасло в нынешней ситуации: в Хабаровске были затоплены только прибрежные улицы.

Вот и сейчас хотелось бы, чтобы выводы были сделаны. А для этого нужно понять причину аномального подъема воды в Амуре. Еще в самом начале паводка звучали самые различные версии: от «коррупционной» — Зейская и Бурейская ГЭС, мол, загоняли Китаю электричество по дешевке, поэтому и держали верхние водохранилища заполненными под завязку, а когда пришли ливни, для лишней воды места уже не хватило. Но эксперты быстро развеяли этот миф. В июле, еще до начала паводка, ГЭС вели куда более активный сброс воды, и никого не затапливало. С приходом же паводка гидросооружения, наоборот, выполняли сдерживающую функцию, осуществляя холостой сброс только лишней воды. Была и «конспирологическая» версия: дескать, соседи-китайцы начали поднимать берега Амура, и если прежде, при одном пологом береге, вода при паводках вяло растекалась по низине, то теперь, сдавленная с двух сторон высокими берегами, пошла вразнос, сметая все на своем пути. Проверить это затруднительно, поскольку китайская сторона информацией по наводнению не делится. Но судя по тому, что там вода наделала не меньше бед, — не так уж сильно ее по ту сторону границы и сдержали. Третья версия — «климатологическая»: глобальное потепление вызывает в регионе обильные муссонные дожди. А значит, подобный паводок может стать чуть ли не ежегодным.

Но основная проблема, на которую обратили внимание эксперты: более 20 лет в регионе не проводилось дноуглубительных работ на Амуре, не проводилась чистка водоемов, которые могли бы принять лишнюю воду. И вот первая же с 1991 года «большая вода» сама вынуждена была искать выход. А теперь выход из ситуации будет искать вся страна.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах