Уже не один год специалисты госпредприятия “Базальт” твердят о том, что создали эффективное инновационное средство борьбы с огнем — АСП-500 (авиационное средство пожаротушения), но их в России никто не слышит.
АСП-500 — это фактически авиационная бомба, созданная на базе 500-килограммового боеприпаса, нашпигованная 400 литрами огнегасящего состава и диспергирующим (распыляющим) зарядом, после подрыва которого создается облако диаметром более 30 м.
Любые так называемые сливные авиасредства не могут сбросить все 100% воды в точку возгорания из-за экранирования зоны пожара восходящим потоком горячего воздуха, а потому их эффективность оценивается в 5—10%. АСП-500, напротив, обеспечивает стопроцентную доставку массы огнегасящего состава в зону пожара. Кроме того, взрыв создает дополнительный фактор пожаротушения — воздушную ударную волну, которая также эффективно гасит огонь.
Снаряжаться АСП-500 может как в полевых, так и заводских условиях. Использование военной авиации в случае применения АСП-500 не потребует каких-либо дополнительных затрат, так как эта система может быть установлена на любом самолете или вертолете, оборудованном для сброса бомб калибра 500 кг. Один носитель способен доставить в зону пожара свыше 100 изделий, обеспечив тушение на площади более 10 га.
Кстати, такую доставку вполне можно было бы совместить с боевой учебой. Цель бомбометания — лесной пожар. Эффективность бомбометания: боеприпас, точно положенный в цель. Справился — получи заслуженный зачет.
И все бы хорошо, но применение АСП-500, несмотря на крайнюю в нем необходимость, так, похоже, и застынет на стадии инновационного прожекта. Еще в июле 2008 года теперь уже бывший гендиректор “Базальта” Владимир Кореньков говорил: “Сложилась парадоксальная ситуация. Мы имеем предложение от госдепа США и некоторых американских штатов на организацию совместных предприятий по выпуску этой продукции, а также от Болгарии и целого ряда других стран. А наше государство к нему интереса не проявляет. До тех пор, пока у нас не будет цениться жизнь человека на пожаре, ничего не изменится”.