Между тем, по некоторым данным, специальных переходов над путями, где будет курсировать сверхскоростной поезд, крайне недостаточно. А существующие зачастую расположены так неудобно, что местные жители вынуждены переходить железную дорогу там, где им удобней. Нижние переходы через полотно для поезда такого уровня вообще неприемлемы. Ведь скорость движения “Сапсана” достаточно высока, и передвигается он крайне бесшумно. Повороты и перегоны — самые опасные участки движения. Особо опасный отрезок — в районе Петушков и далее в сторону Нижнего Новгорода: разболтаны рельсовые стыки, наблюдается провисание силового кабеля, состояние полосы отвода вдоль линии непригодно для безопасного прохождения скоростного экспресса. Все это — включая оградительные щиты от привыкших где попало перебегать дорогу аборигенов — просто необходимо исправить и предусмотреть перед намеченным пуском. Чем, видимо, сейчас железнодорожники и занимаются.
Местные же жители называют происходящее коллапсом и от безысходности решаются на экстремальные поступки.
Железнодорожное сокращение
Первые сообщения о происходящем на Горьковском направлении появились в СМИ 28 июня — тогда на Курском вокзале были отменены несколько электричек, что вызвало ужасную давку, драки и обмороки. В тот же день на сайте tu-tu.ru появилось сообщение: “Внимание! Из-за большого объема ремонтных работ до 16 июля по рабочим дням планируются большие изменения в расписании электропоездов с отменой и укорачиванием маршрутов. Для совершения дальней поездки, возможно, придется сделать несколько пересадок”. Но проблема началась раньше — на форумах крики о помощи появились в 20-х числах прошлого месяца. Недовольство вызывают не только колоссальные изменения в расписании, но и высокая цена за проезд, который теперь может осуществиться, если повезет, и зачастую в неприемлемых условиях. Например, с открытыми дверьми, которые пассажиры удерживают спиной и ногами, чтобы в вагон поступал свежий воздух. В противном случае выйти смогут далеко не все. А в Интернете можно посмотреть видео, где пассажиры Горьковской ветки в предвкушении “поездки с ветерком” удобно устраиваются небольшими группками на крышах вагонов.
Всё по плану
30 июня на форуме сайта РЖД появилось душераздирающее обращение к руководителям организации, автор высказал все, что наболело, хоть и посетовал: “Да вы это даже не прочтете”. В пресс-службе РЖД на вопрос “МК”: “Вы знаете, что происходит на Горьковском направлении?” — спросили: “Нет, а что?” Форум там действительно не читают. По словам представителя пресс-службы Ольги Внуковской, изменения в расписании связаны “с плановыми летними работами по обслуживанию инфраструктуры в сфере энергетики (реконструкция контактной сети) и развитию путевого хозяйства”. Она также рассказала, что работы невозможно проводить без технологических окон, что и влечет отмены пригородных поездов. Местные жители связывают такие крупные перерывы с пуском на Нижний Новгород 30 июля высокоскоростного “Сапсана”. Однако, по уверениям РЖД, для минимизации проблем работы, необходимые для запуска поезда, проводились в течение длительного периода (c 2006 года) и были полностью завершены уже в июне. Поезд будет совершать длинный маршрут из Санкт-Петербурга в Москву, из Москвы в Нижний Новгород. На Курском вокзале планируется остановка в 10 минут. По словам Ольги Внуковской, электрички и поезда дальнего следования в связи с пуском “Сапсана” отменяться не будут. “С этим поездом связывают слишком много негатива, — делится сотрудница пресс-службы. — Уверяю вас, что никаких неудобств местные жители испытывать не будут. О приближении “Сапсана” объявляют по громкой связи за 15—20 минут. Ходят слухи, что движущийся поезд засасывает людей, некоторые говорят, что отбрасывает. Но я сама неоднократно ездила на “Сапсане” и с уверенностью могу вам сказать, как стояли люди на платформах достаточно близко к поезду, так они и стоят при его приближении”.
“Сапсан”-спасатель
Нужно отметить, что, несмотря на серьезные технологические окна, так называемый горьковский коллапс иногда становится совершенно незаметен. Так, корреспондент “МК” спокойно уехала в Павловский Посад в воскресенье вечером, спокойно же вернулась в Москву. В понедельник 5 июля в районе 8 утра на ближайших к Москве станциях движение было идеальным — электрички шли через каждые пять минут, так что некоторые платформы пустели, не успев принять пассажиров. И тем не менее в расписании зияют многочасовые дыры, на стендах — длинные разъяснения, что куда переносится, какие маршруты сокращены, какие отменены или исправлены. Очереди скапливаются у этих стендов, а некоторые граждане, не желая изучать сложные графики, просто подходят к машинистам и спрашивают, не отменили ли ту или иную электричку. Все нервничают, суетятся и иногда ругаются. Так что напряжение витает над горьковскими платформами, даже когда электрички идут полупустые и часто.
Расписания обещают, что ситуация должна прийти в норму уже 16 июля, однако есть и сомневающиеся. Машинист одной из электричек злосчастного направления заверил “МК”, что раньше 30 июля, пока не пустят “Сапсан”, эта неразбериха точно не закончится.
Однако известен и тот факт, что на Октябрьском направлении с пуском “Сапсана” электрички простаивают на крупных станциях по полчаса — ждут, когда пролетит сверхскоростной. В результате получасовые поездки в область выливаются в полуторачасовые муки — привычная дорога домой стала невыносимой.
Самая важная компания в мире
На самом деле ситуация на Горьковском направлении далеко не нова. Переполненные утренние электрички идут в Москву со всех направлений. Людям нечем дышать, по лицам течет пот, дети хнычут в давке, какая-нибудь бабушка расталкивает толпу локтями, чтобы выйти на своей остановке. Ежедневное унижение, которое приходится испытывать жителям Подмосковья, чтобы просто добраться до работы, также может стать темой заметки, причем постоянной. Все вопросы, конечно, к руководству железной дороги: может быть, купить двухэтажные электрички, как в пригородах Парижа? Или хотя бы новые составы, более быстроходные, которые, соответственно, можно чаще подавать? Может быть, предложить менеджерам компании поездить на утренних подмосковных “собаках” для более детального знакомства с проблемой? А уж о том, что “Сапсану” необходимо выделить только свою полосу движения, — даже речи не идет.
К сожалению, монополистам можно задавать только риторические вопросы, ответы известны всем заранее.