Внешне новые остановки принципиально не отличаются от классических. Крыша, стеклянные стенки, наклеенная реклама… зато внутри они напичканы разнообразной аппаратурой. Главная особенность — солнечные батареи, установленные на крыше. Они-то и питают всю “остановочную” электронику. А питать есть что.
Взять хотя бы специальную тревожную кнопку, связанную с помощью беспроводного Интернета (!) с диспетчерской милиции. В момент нажатия кнопки будет не только включаться связь, но и начнет работать видеокамера, показывающая специалистам, что происходит вокруг.
В Северном округе патрульные автомобили соединены с компьютером при помощи глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС. Схожим образом можно было бы внедрить в систему и остановочные пункты. Тогда в случае, если придет вызов с тревожной кнопки, компьютер автоматически пошлет к остановке ближайшую машину милиции.
— Есть возможность подключения остановочных пунктов через Интернет к системе информационных потоков Мосгортранса, — говорит префект Северного округа Москвы Олег Митволь, — пассажиры смогут в режиме реального времени видеть, сколько осталось минут до ближайшего транспорта.
Помимо обеспечения работы тревожной кнопки и камеры солнечных батарей еще хватает на освещение остановки ночью. В течение дня энергия накапливается в специальном аккумуляторе, расположенном внутри конструкции.
Взвеситься, сидя на лавочке, пока производители не обещают. Зато существует возможность сделать на остановке специальный интернет-терминал, чтобы люди, ожидающие автобуса, могли в любой момент проверить курс доллара к рублю или посмотреть последние новости.
Пока в городе установлено всего четыре опытных образца (один из них можно увидеть на Тимирязевской, напротив префектуры САО). Подобные остановки в новинку и в самой Европе. Их там еще почти нигде нет.
Остается, конечно, ряд вопросов. Во-первых, непонятно, как торчащие над крышей солнечные батареи выдержат натиск вандалов. Во-вторых, у нас зимы холодные и зачастую бессолнечные. Потянут ли батареи? В-третьих, неизвестно, насколько новые остановки дороже обычных. Пока-то они обошлись городу бесплатно, за счет производителя, весьма заинтересованного, надо полагать, в таком небедном заказчике, как Москва. Но, в конце концов, на то он и эксперимент, чтобы узнать все подводные камни и недостатки идеи.
ЦИФРА ДНЯ
80 солнечных дней в среднем за год бывает в Москве.