Институт развития образования, комиссия по развитию образования Общественной палаты и Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) подвели основные итоги 2009/10 учебного года. Главным новшеством, определившим его лицо, подавляющее большинство независимых экспертов сочло прием в вузы по результатам ЕГЭ и сложности с заполнением студентами бюджетных мест, не говоря уже о коммерческих.
Кроме того, в пятерку факторов-лидеров по степени значимости вошли: принятие новых образовательных стандартов начальной школы (47% экспертов); новый правовой статус школы и подготовка интегрированного закона “Об образовании” (38%); создание сети национальных исследовательских университетов (28%) и президентская инициатива “Наша новая школа” (25%).
Еще одним знаковым событием года стала едва ли не полная потеря интереса к официальным структурам управления образованием со стороны образовательного сообщества. По крайней мере значимость для системы образования в недавно завершившейся реструктуризации Минобрнауки усмотрел всего один из всех опрошенных экспертов, что, по словам главы РОСРО, председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты Ярослава Кузьминова, означает одно: “За последние 10 лет произошли радикальные изменения. Научно-образовательная общественность практически перестала следить за тем, как действуют чиновники, глядеть им в рот и ходить на поклон, выпрашивая то или иное. Теперь мы больше ориентируемся не на начальство, а на закон и рынок”.
Среди запланированных, но так и не случившихся событий эксперты назвали: массовый переход учебных заведений в форму АУ (автономные учреждения); реформу начального и среднего профобразования; реформу аспирантуры и разрешение проблемы с очередями в детские сады. Впрочем, часть новшеств, причисленных к свершившимся, по мнению некоторых экспертов, также остались только на бумаге. И в первую очередь “как реально оформленная стратегия не состоялась и “Наша новая школа”, — констатировали респонденты.
Важнейшим фактором, определившим лицо заканчивающегося учебного года, эксперты назвали усталость общества, и в первую очередь учительского сообщества, от реформ образования “сверху”. И даже хуже того: рост социальной напряженности, вызванной шагами властей. По словам директора Института развития образования Ирины Абанкиной, все эти негативные тенденции “как в зеркале отразил закон о правовом положении учреждений социальной сферы. Обществу оказалось важнее отстоять не самостоятельность и свободу деятельности образовательных учреждений, а бесплатность образования и социальные гарантии семьям учащихся и учителям. С этим люди в регионах вышли на забастовки”. А при таком раскладе “курс властей на лозунг “Деньги в обмен на эффективность” — неудачный шаг”, связанный с “высокими социальными рисками”, подчеркнула она: “Мы неэффективно управляем изменениями, а отсюда — противодействие общества любым новшествам”.
В сложившихся условиях, подчеркнула Абанкина, разумнее “скорректировать стратегию и найти баланс между интересами модернизации и настроениями в обществе, чтобы не дать оправдаться очень высоким рискам”. Тем более что образование, и без того второй год существующее в условиях сокращения финансирования, ждут дальнейшие бюджетные потери, предупредил Кузьминов: “Чтобы реализовать все последние обязательства властей — достаточно вспомнить те, что были взяты по пенсиям и по армии, — все остальные статьи расходов бюджета, включая образование, по подсчетам министра финансов Алексея Кудрина, придется сократить на треть”. А в этих условиях выживут только самые эффективные учебные заведения.