Они живут в своих деревнях замкнуто, очень много работают, в свет не выходят. Нам удалось пообщаться благодаря визиту в Уругвай спикера Совфеда Сергея Миронова. К его приезду российское посольство пригласило нескольких уругвайских староверов в Монтевидео. Особое внимание среди них привлекает Капитолина Бодунова. Она очень красива и менее замкнута, чем другие.
- Капитолина, вы хотите поехать в Россию?
- Россия — это родное, свое. Нашим дедам пришлось ухать, и сделать Россию здесь. Но мы когда-нибудь все равно переедем домой. Мои родители уже смогли собрать денег и вернуться в прошлом году. Я с маленьким ребенком пока не могу.
- Какие вести от родных получаете, нравится им в России?
- Все очень нравится. Но там есть государство. Я не все понимаю. Оно им не нравится. Но они все равно счастливы, что дома.
- Капитолина, чем вы зарабатываете на жизнь?
- Я крашу.
- …?
- У вас говорят «рисую», а мы говорим «крашу». Многим нравится, как я крашу. Они покупают.
- А где этому учились?
- Сама училась. Детей из нашей деревни не пускают в школу, чтобы они не потеряли язык. Которые ходят в школу — начинают говорить по-испански и забывают русский. А мы все в деревне говорим только на своем языке.
- Самая большая проблема в вашей жизни?
- Из-за того, что мы красиво одеваемся, нас считают очень богатыми. Это проблема. Нас за это не очень любят (уругвайцы, прим. Авт).
В этот момент к нашему разговору подключается коллега из «Российской Газеты» и задает неожиданный вопрос:
- У вас в деревне есть ветераны Великой Отечественной?
- Как это? - переспрашивает Капитолина.
- Ветераны войны, Второй мировой, у вас есть?
- Ой, вы сложные слова говорите... научные, я не понимаю, - смущается женщина. Староверы ничего не знают про войну, поэтому и слово «ветеран» им не понятно.
Чтобы Капитолина не смущалась, задаю ей простой вопрос:
- Чем староверы отличаются от остальных?
- Мы отдыхаем только в воскресенье, остальное время работаем. Женщины платье носят и платок, а девочки — коски. Например, мужчины не бреют бороду.
В качестве живой иллюстрации к нам подходит колоритный бородач в косоворотке. Зовут Сергей Сергеевич (все мужчины представляются по имени отчеству) Онуфриев.
- Мы здесь живем всю свою жизнь, а про Россию ничего не знаем, - говорит он. -Чем спрашивать, лучше расскажите про Россию вашу, интересно было бы узнать, как вы там. Объясните, что такое Россия? А то мы русские, но ничего не знаем, всегда только собираемся туда. У нас родства много там, когда-то попадем. А здесь у нас ничего вроде, все благополучно. Не шибко богато, но работаем по-маленьку и проживаем. В другие страны к своим, староверам ездим: в Канаду на работу, на машинарии в лесу работали, в Аляску на рыбалку...
Поговорить дольше не удалось: начиналась официальная часть встречи Сергея Миронова с русскими уругвайцами. «Необходимо активизировать работу с соотечественниками в виде самоорганизующихся структур, таких как координационные советы, - сказал он. Староверы притихли. - Госдума попытается ввести новую юридическую диффиницию, объединяющую наших соотечественников. Кого считать таковыми? Хотелось бы выслушать ваше мнение».
Ответа, естественно, не последовало: староверы ничего не поняли. Зато их просьба к спикеру оказалась абсолютно понятной: «Нам бы в Россию съездить. И детский хор у нас есть, ему бы гастроли»...
Миронов пообещал устроить.
Монтевидео