Самое радостное событие недели — это то, что наши войска не вошли в Киргизию.
Людей, которые попали там в мясорубку, конечно, жаль. Но такая у них судьба, и нельзя нам в нее лезть и пытаться что-то исправить.
Когда народы взялись уничтожать друг друга по национальному признаку — им не надо мешать. Они сами должны пройти свой путь и прийти к выводу, что это не тот путь, который ведет к счастью.
Если люди способны поджечь соседний квартал потому только, что там живут граждане другой национальности, значит, они находятся на том уровне развития, когда у них все решает сила. Они знают, что любую проблему можно решить, физически ликвидировав противника, и их не переубедишь ничем — ни призывами к разуму, ни добрыми примерами, ни гуманитарной помощью.
Пока они не напьются крови — они на другой уровень развития не поднимутся. Поэтому не надо никого разъединять и вводить миротворцев. Это только затормозит народам развитие. На какое-то время их удастся утихомирить, но потом они снова начнут друг друга мочить.
Опыт-то уже был — погромы в 90-м в том же Оше. Тогда узбеков и киргизов разняли советская армия и милиция. Но, как сейчас видно, без толку. Где они были двадцать лет назад, там и остались.
А вот армянам и азербайджанцам в те годы удалось повоевать по-настоящему, и они под завязку нахлебались крови.
Сейчас у них очень большие претензии друг к другу. Сложнейший территориальный конфликт, который непонятно как урегулировать. Они тянут время, ведут вялотекущие переговоры через посредников, но — не применяют силу. Не убивают. Потому что уже наубивались. Уже напились крови и поднялись на другой уровень.
Везде, где разные этносы делят одну территорию, существует подспудное напряжение. Но в более-менее развитых обществах оно не вырывается наружу погромами и убийствами. Люди как-то сдерживаются и ищут компромиссы.
Мало кто из москвичей, скажем, испытывает нежные чувства к приезжим из кавказских и азиатских регионов. Но москвичи в большинстве своем стараются подавлять неприязнь. В развитом обществе неприлично выказывать презрение к обычаям других народов и оскорблять их национальное достоинство.
К сожалению, сами приезжие приезжают в Москву не из особо развитых обществ, поэтому у них зачастую неприличными считаются совсем другие вещи. Но мы не будем равняться на них. Мы научим их равняться на нас.
Чтоб сблизить позиции, столичные власти собираются издать для приезжих “кодекс поведения москвича”, в котором будет перечислено, что в Москве принято делать, а что — нет.
Первым пунктом там, очевидно, будет написано, что в Москве не принято взрывать себя в метро. Вторым — что в Москве не принято похищать детей и требовать за них выкуп. Третьим — что не принято насиловать русских девушек. Ну а дальше пойдет уже всякая ерунда: не принято выбрасывать мусор из окна, ходить в халате в магазин, джигитовать на дороге, подрезая мирные автомобили, и прочие мелкие неприличности.
Как бы ни были велики разногласия между этносами, в развитом обществе их можно попробовать сгладить цивилизованным путем, не прибегая к насилию. В неразвитом — нельзя. В неразвитом обществе этносы держатся-держатся, крепятся-крепятся, но потом все равно набрасываются друг на друга, как цепные псы.
Не надо в этот момент встревать между ними. Пускай дерутся. Они пройдут свой путь и потом тоже примутся разрабатывать “кодексы поведения”.
Понятно, они на фиг никому не нужны, эти кодексы. Такая же бесполезная затея в конечном счете, как и ввод войск. Но лучше все-таки писать кодексы, чем захлебываться в крови. Совсем другой уровень. Хотя тоже, к сожалению, не путь к счастью.