В последние годы в столице образовался свой микроклимат, разительно отличающийся от климата соседних территорий. И не в лучшую сторону. “Москва стала климатическим адом”, — считает завлабораторией глобальных проблем энергетики МЭИ профессор д.т.н. Владимир Клименко. И виновата в этом прежде всего высотная застройка.
— В середине прошлого века специалисты задумали такое расположение парков и зеленых зон, чтобы обогащенный кислородом воздух двигался с запада на восток и доходил практически до всех районов Москвы, — говорит эколог Анна Евдокимова. — С 1990-х годов власти начали застраивать “зеленые лучи”. Не понимая, что идут к катастрофе.
Что происходит? Высотный дом как бы разрывает поток воздуха, и тот начинает кружиться около него, прибивая к земле драгоценный кислород. (Вместе с кислородом, правда, прибивается и пыль, содержащая в себе множество опасных соединений химических элементов.) У этого явления два неприятных последствия. Во-первых, после строительства высотных зданий изменяется аэродинамика окружающей среды. Из-за “столкновения” воздуха с башнями образуются зоны повышенной турбулентности и ветер усиливается. (Читатели “МК”, живущие на Шаболовке, рассказали, что после строительства двух элитных башен по двору невозможно ходить: порывы ветра в буквальном смысле сносят людей.) Во-вторых, кислород оседает исключительно на окраине, а в другие районы города полезный воздух из “зеленых лучей” уже не идет. Поэтому состав воздуха определяется не тем, что принес ветер с запада, а тем, что он насобирал по Москве. Замечали, что в центре, особенно у больших дорог, дышится гораздо тяжелее, чем на окраинах? Причина — в низком содержании кислорода.
В Центральном округе из 10 районов чрезвычайно сильно загрязнены 8: Арбат, Басманный, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Китай-город и Якиманка. Плохо дышится и в Северном округе, где весьма плохая экологическая ситуация сложилась в 6 районах: Беговой, Аэропорт, Войковский, Коптево, Савеловский, Головинский. Чуть получше ситуация в Тимирязевском районе (много растительности) и Молжаниновском (он расположен за МКАД).
Но самые грязные районы находятся на юге и юго-востоке, где сконцентрировано чрезмерно много источников загрязнения. Очевидных “лидеров” два: Капотня (из-за нефтеперерабатывающего завода) и Бирюлево (из-за большого количества грузоперевозок).
Кстати, транспортные кольца вносят свою лепту в ухудшение климата. И дело не только в ужасном качестве горючего. “Третье кольцо построено на очень неудачной высоте. Эта высота — граница приземного слоя, по которой движется воздушный поток. Получается, что каналы движения обогащенного кислородом воздуха теперь перекрыты, — объясняет Евдокимова. — Сейчас власти планируют строить ЦКАД в Московской области, и это — прямая угроза здоровью москвичей. Строители не просто стелют проезжую часть, они затрагивают зеленые массивы. В итоге в столицу пойдут выхлопные газы. У меня такое ощущение, что проектировщики дышат в другом месте”.
“Самое очевидное решение — сажать кустарники вдоль больших дорог. Собирая гадость из земли и из воздуха, они играют роль естественных фильтров”, — говорит Анна Евдокимова. Но главное, по мнению Владимира Клименко, — прекратить хаотичную застройку города высотками: “Нельзя игнорировать климатические законы. Повсеместное строительство башен для Москвы противопоказано”.