Нынешняя аномально теплая и сухая весна перепутала все карты, передав свои неадекватные замашки ошалевшему от такого “подарочка” июню. Разом сбилось множество представлений о том, как должно быть, споткнувшись о факт, что стало на самом деле. Сначала в каком-то бешеном ритме процвели черемуха и сирень, потом так же мгновенно заматерели листья на дубе и березе. А они всегда служили барометром: в лесу созрела земляника. Но народ не поверил, пока не споткнулся о ягоды на прилавках, куда доставил их деревенский люд, привыкший ничему особо не удивляться, а принимать как данность.
Первые стаканчики с душистой ягодой начали продавать 3 июня. Это, как считают специалисты, абсолютный рекорд скорости созревания лесной ягоды. Сборщики запрашивали божескую цену — по 200 рублей за стакан. Они понимали, народ за возможность вкушать в эту пору вожделенную землянику заплатит и не такие деньги. Но столь высокими цены на лесную ягоду остаются только в столице. На рынках южного Подмосковья они уже опустились до привычного уровня: стаканчик земляники предлагают за стольник.
— Первые ягоды к нам привезли из Калужской области. Там преобладают светлые леса, хорошо прогреваемые солнцем. Но и в Приокско-террасном заповеднике спелая земляника начала появляться уже в конце прошлой недели, — в голосе фенолога Галины Соколовой нескрываемое удивление. В заповеднике она работает с 1978-го, но столь раннего поспевания земляники не помнит.
— При желании объяснение найти можно всему. Понятно, что майская жара не прошла без следа. Плюс засуха. Вот земляника и поспешила покраснеть. Нет, не вся. В самом лесу она в разном состоянии. И цветет, и ягоды завязывает. Однако уже очевидно: мы получим суперранний урожай ягод. Вслед за земляникой тронется черника, — поставила диагноз собеседница.
Что нам, обычным людям, в такой ситуации делать? Радоваться ягодам, по которым успели соскучиться. Земляника разве что удивит своим ранним появлением, но никак не напугает. Лесные ягоды, в какую бы пору ни созревали, вреда здоровью не причинят. Не надо искать того, чего в них нет. Вы думаете, только мы, россияне, так уважаем землянику? Нет, конечно. У нее навалом по всему миру почитателей. Не просто же так английский писатель Самюэль Батлер сказал по поводу именно лесной земляники: “Несомненно, Бог мог создать ягоду и получше, но только у него из этого так ничего и не вышло”.
Уже не хочется еще раз говорить об аномальности. Потому просто отметим, первые белые грибы народ из леса принес в минувшем мае. Впрочем, в отличие от лесной земляники такие странности грибной народец преподносит не столь уж и редко. Вам грибники со стажем накидают достаточное количество собственных примеров, когда лес радовал своими ранними дарами. Как называть первые белые, подосиновики, подберезовики? Колосовиками? Да запросто. Вы оглянитесь: травы вовсю колосятся. Не рожь и пшеница в полях, но лисохвост, овсяница в лугах.
Увы, мне найти белых пока не повезло. Купила их на рынке за смешную цену: пятьдесят рублей кучка. Грибы привезены были из-под Тарусы. Маленькие, гоженькие. Но… какие-то ненатуральные, словно из папье-маше сделанные. Разрезала, нет не трухлявые, хотя нижняя часть ножек слегка побита жучками. Но мякоть рыхлая, суховатая. Сказывается засушливость, которую лишь днями размочили ливни.
Вот такие грибные первенцы несут с собой опасность, особенно для новичков. Они очень схожи с несъедобными двойниками, которых именно засуха рождает в изобилии. Вывод: если в лес и собрались, то уж лучше землянику ищите, а за грибами вы успеете сходить. Их час еще не пробил.