МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец

У метро подтекает нутро

“Маяковскую” осушили. Какие станции еще могут “поплыть”?

Графика Ольги Нежельской
На, возможно, самой красивой станции, возможно, самого красивого метро в мире — “Маяковской” — закончилась реконструкция, длившаяся 15 лет. Специалисты провели работы по ее осушению, постелили новые полы, установили в светильниках энергосберегающие лампы. И вроде бы нужно радоваться, но — радоваться рано. По утверждению экспертов “МК”, полностью избавиться от протечек на “Маяковской” так и не удалось. Очередной ремонт может потребоваться очень скоро. И такая подмоченная репутация — еще у нескольких подземных станций.

“Маяковскую” построили одной из первых, в 1938 году. Надо отдать должное метростроевцам — они сделали шедевр буквально голыми руками, топорами да лопатами. Только герметичность подкачала. А после сооружения автомобильного тоннеля на Садовом кольце под бывшим рестораном “София” “Маяковская” совсем поплыла. Тоннель-то мелкий (и потому, кстати, всегда сухой), а станция — глубокая, поэтому дополнительные потоки воды устремились вниз. Можно сказать, что сейчас сооружение фактически находится в воде.  

— При строительстве под землей в то время почти не учитывались геологические изменения. И “Маяковская” — яркий пример, — говорит кандидат архитектуры, историк, сотрудник МАрхИ Юлия Старостенко.  

Как рассказал “МК” главный архитектор “Метрогипротранса” Николай Шумаков, организацию, которая смогла бы осушить станцию, удалось найти не сразу — никто не владел подобной технологией. Лишь несколько лет назад в нутро “Маяковской” началась закачка спецрастворов, которые обволакивают конструкцию. На днях работы завершились. Но…  

— Мы ослабили напряженное состояние, отвели притоки воды в сторону. Активного проявления, как раньше, не будет. Но, поскольку станция старая, необходимо постоянно следить за ней, ремонты придется делать все чаще. И говорить, что мы решили проблему протечек полностью, нельзя, — утверждает профессор кафедры “Строительство подземных сооружений и шахт” Московского государственного горного университета д.т.н. Андрей Шилин. — Ситуация очень сложная. Избавиться от “водной” проблемы можно, только разобрав эту станцию и заново ее построив.  

Во время ремонта рабочие с удивлением обнаружили кустарную дренажную систему, забитую ржавчиной, — ни в одном документе о ее наличии сказано не было. Но главное, по словам Андрея Шилина, что в бетоне много арматуры — вертикальных стержней, по которым гуляет ржавчина. Окись железа проникает даже через гранит. Коррозия никуда не денется, даже если сейчас полностью избавиться от воды. Последнее, впрочем, невозможно.  

— Рано или поздно, даже если бы не было автотоннеля, “Маяковская” все равно бы потекла. Все подземные сооружения в Москве протекают, — продолжает Шилин. — Но “Маяковская” по крайней мере уникальна с точки зрения сохранности и технологии. Другие старые станции технологически проще, и это очень плохо. Там протечки могут быть попросту не видны.  

Участь “Маяковской”, по мнению ученых, может повторить и станция “Сокол” — после открытия новой многоярусной развязки (эта станция тоже находится в водоносных породах).  

— Сложность в том, что, когда вынимаются большие объемы горных пород, перегораживаются горизонты подземных вод, — говорит завлабораторией экзогенной геодинамики Института геологии имени Е.М.Сергеева РАН Ирина Козлякова. — Существуют технологии “умного” дренажа, который решает гидрогеологические проблемы. Но у нас они практически не применяются.  

— Протечки подземных сооружений — это массовое явление, и не только в нашей стране, — заключает Шилин. — Города опускаются ниже и ниже. Здания влияют на тоннели, а тоннели — на здания. Другое дело, что на Западе инфраструктура развита куда лучше московской. Во Франции, например, делают специальные дренажные тоннели, которые снимают избыточные потоки воды из одних мест и перебрасывают их в другие. Возможно, когда-нибудь этот опыт возьмет на вооружение и Москва.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах