Идея, конечно, благая. Но не приведет ли это к беспределу правоохранительных органов, например, росту фальсификации уголовных дел и в целом введению тотального контроля над населением?
“МК” решил выяснить у правозащитников и силовиков, имеет ли смысл внедрять такую спорную идею. И, как ни странно, но практически все опрошенные высказались “за”. Впрочем, с некоторыми поправками.
О массовой дактилоскопической регистрации как единственном на сегодняшний день и самом эффективном способе контроля роста преступности глава СКП заявлял неоднократно. По его словам, для разработки соответствующего закона уже есть научные методы, приборы, техника и электронная технология.
Впрочем, поможет дактилоскопия не только в розыске преступников.
— Уже более ста лет существует дактилоскопия как научный метод идентификации. Почти всегда она была связана с преступлением. И у народа она ассоциируется только с криминальной составляющей. Никто при этом не думает о пропавших без вести людях, неопознанных жертвах авиакатастроф и землетрясений... Да и не надо забывать про десятки тысяч ежегодно пропадающих бесследно российских граждан, — заявил недавно глава СКП в интервью “Российской газете”.
В случае, если будет принят соответствующий закон, отпечатки пальцев, по словам Бастрыкина, у граждан будут собираться открыто. Никаких нелегальных предлогов “откатать пальчики” у населения силовики придумывать не собираются.
Кроме того, он пообещал создать комфортные условия для прохождения этой процедуры:
— Надо понимать, что дактилоскопия — это не унизительная процедура, как это делается по старинке. Есть современные электронные средства снятия отпечатков пальцев, которые не потребуют даже краски.
Впрочем, от конкретных примеров, как “откатка пальцев” будет выглядеть в реальности, воздержался. По его словам, сам процесс определит закон. Вместе с тем глава СКП затронул и достаточно острый вопрос защиты базы данных от посторонних лиц:
— Сегодня работает закон на эту тему — закон об информации, информационных технологиях и о защите информации... Кстати, этот закон защищает в том числе и базы данных. Это позволяет на основе закона обезопасить такое досье от посторонних глаз.
Понятно, что идею активно поддерживают силовики. Вот что заявил “МК” сотрудник ФСБ России, попросивший сохранить анонимность:
— Мы только “за”. Раскрываемость повысится в разы. На сегодняшний день существует около 5% биологометрических данных населения. Даже на биометрический загранпаспорт “пальчики” сдавать не надо. И это в основном уголовники. Если будет создана база данных всего населения — это действительно упростит и сделает более качественной работу следователей и оперативников. Не совсем понятно, почему некоторые правозащитники опасаются фальсификации дел с помощью этих баз. Технически перенести чужие биологометрические следы, например, на место преступления, просто невозможно.
Тем не менее, как рассказали “МК” правозащитники, существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать массово “откатывать пальцы”.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:
Михаил БАРЩЕВСКИЙ, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах:
— Ничего зазорного в этом не вижу. Единственное, от чего бы воздержался, — от принудительной дактилоскопии. Эта мера должна носить добровольный характер. За исключением некоторых регионов, где очень высокий рост преступности, например, Северный Кавказ. Лично я готов отдать свои “пальцы”. Не приведи господь что случится, проще будет меня найти. Когда речь идет о безопасности, нужно помнить, что она всегда требует ограничения свободы. Но, опять же, сказать всем “сдавайте пальцы!” лично у меня нет смелости.
Ольга КОСТИНА, правозащитник, член Общественного совета при МВД:
— Такие шаги можно предпринимать только по согласию общества. Людей нужно убедить в необходимости таких мер. В противном случае можно ждать протестов.
Понятно, что глава СКП, говоря о массовой дактилоскопической регистрации, не собирался таким образом кого-либо унизить. Во-первых, этот шаг действительно позволит увеличить раскрываемость преступлений. На сегодняшний день раскрываемость — действительно острая проблема. Во-вторых, эта идея имеет железобетонную базу для розыска не только преступников, но и без вести пропавших, опознания останков и т.д.
Я не разделяю мнения своих коллег, которые уверяют, что таким образом и законопослушных граждан приравняют к преступникам. Впрочем, прежде чем эту идею реализовать, необходимо услышать полную убедительную аргументацию, чтобы люди могли поступиться личным временем, тратами ради этой процедуры.
Андрей БАБУШКИН, правозащитник:
— Поддерживаю эту идею. Любые биологометрические следы помогут определить круг причастных к преступлению лиц, а также представить объективные доказательства, а не просто свидетельские показания зависимых от милиции людей, как это происходит сейчас.
Но у этой меры также есть и ряд минусов. Во-первых, сложный психологический барьер, ощущение у граждан того, что государство их контролирует. Во-вторых, когда такая база данных появится, она обязательно будет продаваться на Савеловском рынке. Кроме того, дело с биологометрическими следами достаточно легко фальсифицировать. Поэтому, когда все эти проблемы будут решены, эту идею можно внедрять.
Во многих странах мира уже не первый год у граждан снимают отпечатки пальцев при оформлении биометрических паспортов. Это превратилось буквально в идею-фикс для правительства США после терактов 11 сентября. ФБР был выделен $1 млрд для создания гигантской базы, где бы хранились данные на миллионы людей.
Биометрические паспорта с обязательными отпечатками двух пальцев (чаще всего указательных левой и правой руки) были введены в 2005 году и в Германии. На подходе воплощение в жизнь планов политиков обязать сдавать отпечатки пальцев иностранцев, желающих получить визу в Германию на срок более 3 месяцев. Также Германия первой из стран ввела биометрические удостоверения для защиты спортсменов на Олимпийских играх. Впервые они использовались на играх в Греции в 2004 году. Тогда в “Немецкий дом” в Олимпийской деревне не допускался ни один человек без подобного документа, для получения которого необходимо было сдать отпечатки пальцев.
Бразилия двумя пальцами не ограничилась, в этой латиноамериканской стране для получения паспорта с начала 2007 года гражданин обязан сдать отпечатки всех десяти. То же ждет, судя по всему, и Израиль, где в настоящее время проходят политические дебаты касательно необходимости снятия отпечатков пальцев всех без исключения граждан. Пока что эта процедура проводится не в обязательном порядке.
Много споров вызывает вопрос о законности снятия отпечатков пальцев у детей. Подобная практика существует в учебных заведениях Великобритании, Франции, Бельгии и ряда других, преимущественно европейских, стран. По данным на 2007 год, 3500 британских школ сняли отпечатки у учащихся, позиционируя это решение как альтернативу выдачи читательских билетов. При этом для проведения процедуры не требуется согласия родителей: недовольные папы и мамы по новому закону могут лишь написать официальную жалобу на школу. В марте 2007 года правительство Соединенного Королевства выступило с инициативой снять отпечатки пальцев у всех без исключения детей в возрасте от 11 до 15 лет для получения паспортов нового образца. Многие парламентарии тогда заявили, что подобное намерение “находится за гранью добра и зла”. Особенно в свете того, что отпечатки пальцев подростков собирались “прогнать” через базу данных 900 тысяч нераскрытых преступлений.
СПРАВКА "МК"
Обязательной дактилоскопической регистрации в России подлежат:
граждане РФ, призываемые на военную службу;
военнослужащие;
граждане РФ, проходящие службу в силовых, правоохранительных и правоприменительных структурах, спасатели, члены экипажей воздушных судов;
граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, осужденные;
постоянно проживающие в РФ иностранцы;
неопознанные трупы.