— Кто пойдет работать учителем в школу, если она будет показана вот такой? — возмутилась Ольга Ларионова на заседании правительства.
Все выступавшие сошлись во мнении, что это абсолютная дискредитация среднего образования, и даже задались вопросом, а чей это заказ?
— Действительно, складывается впечатление, что сериал снят на деньги каких-то западных структур, чтобы окончательно развратить российскую молодежь, — сокрушается мама 9-классницы Анна Владимировна.
Но мнения мам и пап относительно фильма разделились.
Все учителя, с которыми удалось пообщаться корреспондентам “МК”, в шоке.
— Я вчера проплакала весь вечер, — признается педагог с 20-летним стажем Ирина Юрьевна. — Я во многих школах поработала, но такого не видела нигде.
Правда или нет? Действительно ли наши школьники такие мерзкие, тупые и агрессивные?
Вот что сказала по этому поводу директор той самой школы, в которой снимается фильм:
— Да, каждый эпизод по отдельности, возможно, правдоподобен, — говорит Татьяна Рыбина. — Случается, что дети курят, что хамят учителям. Но когда весь этот негатив сконцентрирован в одной серии, это шокирует. Такого не бывает.
— А вы знали, о чем сериал?
— Мне говорили, что о проблемах школы. Я даже читала несколько сцен, но не ожидала, что выглядеть это будет именно так! Во время съемочного процесса я несколько раз подходила к Валерии (режиссер фильма Валерия Гай Германика. — “МК”), говорила: так не бывает или это неправильно. Но я же не могу диктовать съемочной группе.
— Что сегодня говорили ваши учителя после просмотра первой серии?
— И учителя, и ученики возмущаются. Я даже линейку провела сегодня. Сказала ребятам: я поздравляю и себя, и вас, что вы не такие. И попросила их объяснить дома родственникам, что фильм снят на базе школы, а не про школу.
— Съемки продолжаются, вы сегодня уже виделись с режиссером?
— Да, я высказала ей все. Она пообещала, что позитива в дальнейшем будет больше.
Признание о том, что все правда, мы получили только от учеников:
— Вчера я смотрела первую серию — это нечто! Понравилось очень — правдивый сериал, — говорит ученица 8-го класса школы №777 — Похоже на нашу школу, и словечки мы такие говорим.
Режиссер проекта, 25-летняя Валерия ГАЙ ГЕРМАНИКА, давно обзавелась неоднозначной популярностью в кинокругах. С одной стороны — она самый молодой российский режиссер, чей фильм “Все умрут, а я останусь” отметили Каннах. С другой — ее герои, московские подростки, слишком много ругались матом, пили алкогольных коктейлей и валялись на полу женского туалета.
— Коллеги меня предупреждали и готовили к этому, — комментирует режиссер многочисленные негативные отклики на первую же серию “Школы”. — Да я и сама понимала: одно дело, когда ты снимаешь фильм и везешь его на фестиваль, где его мало кто увидит. И совсем другое, когда тебя показывают в прайм-тайм по Первому каналу.
— Понимали — и все равно снимали…
— Когда мы только познакомились с Константином Эрнстом, он сказал, что ему очень нравится мой стиль, то, как я делаю фильмы. И тогда же предложил мне снять сериал. Так, как я это чувствую и умею — показать современных школьников в рамках телесаги.
— То есть в сценарии использованы реальные случаи из жизни ваших знакомых?
— Не буквально. Я ответственно подхожу к процессу съемок. Много общаюсь с разными людьми, запоминаю, что они говорят, и на основе этих впечатлений придумываю персонажей с настоящими, человеческими свойствами.
— А ваша школьная жизнь была похожей на ту, что вы показываете на экране?
— В общем да. Я пыталась передать как раз те эмоции, которые помню еще со школы.
— Из тех критических замечаний, что вы услышали, есть те, с которыми вы согласны?
— Я соглашаюсь со своим внутренним голосом. А он говорит: все хорошо, ты на правильном пути, снимай дальше.
— Год учителя — это в первую очередь повод разобраться в проблемах школы, а не скрыть их. И именно в этом задача средств массовой информации — обращать внимание на существующую ситуацию. А фарисейские утверждения, что в сфере среднего образования проблем не существует, являются деконструктивными для страны, означающими, что перемен в этой области не будет. Кроме того, мы призываем наших оппонентов посмотреть некоторое количество серий фильма и не делать преждевременных выводов, основываясь на первых 26 минутах, а то и на рекламных роликах. Что касается озабоченности Департамента образования правительства Москвы, то хотелось бы обратить внимание столичных чиновников, что картина является не документальной, а художественной.
Любопытно, в наступившем году свет должна увидеть еще одна “Школа”. Это рабочее название нового фильма Вадима Шмелева (“Код апокалипсиса”, “Дикий”).
Будут ли в новом фильме школьники драться, пить и курить, еще неясно. Общественность может не волноваться. Пока.