Управление информации ГУВД по Москве предложило “МК” просто прожить один день вместе с начальником УВД Западного округа столицы генерал-майором милиции Алексеем Лаушкиным и посмотреть, чем на самом деле занимается его подразделение и из чего состоит день “обычного, рядового” генерала.
Надо сказать, что поначалу мы волновались: а вдруг нам устроят показательно-парадный день бравого генерала и его прекрасных подчиненных? Но наши опасения развеял сам Лаушкин: или все как есть, или никак.
С самого начала нас огорошили: в 7.30 утра вам нужно быть в УВД. Генерал проводит короткий развод и подводит итоги предыдущих суток.
— И что он, каждый день так рано приезжает на работу? Он же генерал и поспать может подольше...
— Почти каждый. Алексей Сергеевич всегда в курсе того, что происходит на его территории.
И вот в 7 утра мы уже топчемся на остановке маршрутки на Киевском вокзале с одной мыслью: только бы не опоздать! Как назло, маршрутки все нет и нет. Опоздали. Утренний развод прошел без нас.
Тем не менее нашего приезда ждали. Руководитель пресс-службы УВД майор милиции Юлия Макарцева ведет нас в кабинет генерала. Лаушкин — невысокий, подтянутый, в элегантном костюме. Внимательный взгляд, сканирующий собеседника, и приветливый, даже добродушный тон общения. Таковы первые впечатления.
Что бросается в глаза — обилие футбольной символики. Генерал со своей командой на фотографии, футбольный мяч с автографами... И даже президент страны на фотографии в кабинете тоже с футбольным мячом.
Алексей Сергеевич — заядлый игрок, болельщик ЦСКА и постоянно принимает участие в ведомственных турнирах, да и просто каждую неделю выходит на поле.
— В нападении играете?
— Почти, — с хитринкой по-чапаевски отвечает генерал.
Затем по-деловому знакомимся и обсуждаем сегодняшний день. Объясняем, что хотим следовать за генералом тенью везде, где он будет.
— Это не вопрос, — отвечает Лаушкин. — Только, сами понимаете, у меня еще есть часы приема. Там я разговариваю с людьми один на один. Так что придется подождать.
Затем генерал делает нам краткий обзор того, что происходит в округе, какие есть сложные участки, с чем постоянно приходится сталкиваться.
Из разговора понимаем, что округ действительно не самый простой: правительственная трасса, которая находится под охраной другого ведомства, но за криминальной обстановкой все равно приходится следить сотрудникам УВД, не самый спокойный проспект Вернадского, всегда шумный Университет, непредсказуемое Кунцево, музыкально-торговые Фили, привокзальное Дорогомилово. А еще Крылатское, Внуково, Новопеределкино и Солнцево...
Тем не менее, по словам генерала, округ не сильно отличается от других криминальным фоном. Есть свои особенности, но это как и везде.
8.20. В кабинет начальника УВД заходит все его руководство и дежурные. Четко рапортуют и при этом вполглаза косятся на нас. А вдруг что не так скажут или тайну какую выдадут.
Но генерал быстро все ставит на свои места. Он надевает очки и становится похож на благообразного профессора, а совсем не строгого милицейского начальника. Вместе с подчиненными Лаушкин просматривает сводку происшествий за сутки.
— Да ради спокойствия в округе мы готовы каждый день приезжать, — поддерживаем тему.
Но генерал уже возвращается к сводке: за ночь угнаны 2 машины (по городу — 34), один из похитителей задержан. Ранее уже был судим за аналогичные преступления. Еще один любитель магнитолы со стоянок крал и машины царапал. Попался, потому что был пьян. Уснул в своей машине прямо возле стоянки. Там его и нашли. Наряд горе-жулика еле отбил у разгоряченных автовладельцев.
Дежурный продолжает доклад: “нормальный” труп в Филевском парке — бомж замерз.
И тут же получает от генерала разгон за то, что не все делал по вчерашней краже: вещи вынесли из квартиры аж с 7-го этажа. А никто ничего не видел. Офицер сидит понурив голову и со всем соглашается. Ведь начальник действительно прав: на краже очень важно время, пока “след не остыл”.
Генерал строго из-под очков оглядывает подчиненных: “И не забудьте, что у нас продолжается операция “Борсетка”. Прошу обратить на это особое внимание. Я понимаю, что людей не хватает. Значит, расставьте посты возле наиболее опасных мест, — и перечисляет их без запинки, — усильте патрулирование на машинах”.
Совещание закончено, задания получены. До 9 часов генерал работает с почтой. А мы получаем передышку и возможность позавтракать. Заодно во время светской беседы узнаем, что Лаушкин ко всему прочему еще и прекрасный художник. Это даже могло быть не хобби. И обожает рыбалку, но время на нее почти не остается. Но он выбрал милицию и прошел весь путь с “земли” до начальника УВД. Так что все премудрости и сложности службы ему хорошо знакомы.
9.20. Лаушкин проводит селекторное совещание с руководством всех подчиненных ОВД. Картина, прямо скажем, сюрреалистическая: длинный стол для совещаний. На одном его конце притулились мы, а на другом Лаушкин разложил перед собой сводки и дает разнос налево и направо. Даже по селектору слышно, как от подчиненных во все стороны летят пух и перья. И надо сказать, что ни одного пустого замечания или придирки сделано не было. Все по существу, все аргументировано и с точными советами.
Да и его замы активно включаются в разговор и, не стесняясь генерала, дают жару соответствующим службам.
— “Тропарево”, “Вернадского” и “Очаково” не работают. Ищите преступников, как хлеб! За зарплатой приходить не забываете! — пропесочивает подчиненных начальник криминальной милиции округа полковник милиции Быненко. — Нельзя раскрывать 1—2 преступления в сутки. Ежедневной нормой должно быть 31 раскрытие! Участковые должны каждый день делать обход, а не появляться на участке раз в 10 лет. А наряды что, не знают, что должны взаимодействовать с участковыми уполномоченными? Начальник ОВД — не царь на троне. Все в первую очередь от него зависит. Сам все должен делать, а не перепоручать. Хотя бы раз в неделю с людьми общайтесь. Они вам много интересного про ваших сотрудников расскажут.
— Мы работаем для населения, — добавляет генерал, — и если кто-то думает по-другому, пусть меняет место работы.
И тут же: “Дорогомилово”, у вас все готово к конкурсу на лучшее здание ОВД в городе? Сегодня приеду проверю!” (Надо сказать, что это действительно самое современное на сегодняшний день здание ОВД в Москве. Его успели построить еще до кризиса, а открывать приезжал даже министр Нургалиев.)
Одна необычная кража на проспекте Вернадского даже у генерала вызвала интерес. Дама проводила мужа в Америку, а сама должна была продать дорогую машину за $20 тысяч и с вырученной суммой отправиться вслед за ним. В ночь перед отлетом она решила повеселиться в своем элитном жилом комплексе и пригласила в гости подругу и ее знакомых. После распития спиртного компания пустилась во все тяжкие. Когда хозяйка протрезвела, то обнаружила пропажу всех денег. Наряд застал компанию спящей вповалку в разных комнатах. Все были голые. Куда делись деньги, пока неизвестно. Подруга отъезжающей задержана. Интересно, как теперь встретил благоверную супруг?..
Наконец, разнос окончен. Даже нам стало не по себе.
Какое-то время Лаушкин ведет прием. Ждет и проверяющего из ГУВД.
13.30. Звонок нам из приемной: генерал выезжает на двойную квартирную кражу, сказал, чтобы вы срочно ехали за ним. Срываемся, но Лаушкина и след простыл. Просим, чтобы хоть на месте нас подождал. Генерал терпеливо ждет.
На улице Красных Зорь из двух соседних квартир вынесли 138 тысяч рублей. Обоих жуликов видела одна из домохозяек, но побоялась кричать и останавливать. Вместе с экспертами-криминалистами Лаушкин осматривает двери. Жулики просто выбили личинки замков и вошли. У одной из бабушек похитили принесенную в этот день пенсию.
И тут мы замечаем записку на входной двери в общий тамбур: “Хозяйка в квартире напротив, звоните”. Предупреждают нас, предупреждают, но все без толку.
Генерал дает скупые указания — как-никак профессионалы работают, сами все знают — и спускается на улицу.
— Есть шансы найти?
— Да, но очень небольшие. Если что только дактилоскопия даст. Рядом железная дорога — зашли, взяли и уехали. Скорее всего, не местные наркоманы, а гастролеры. Кроме денег, ничего не взяли, чтобы не засветиться.
Пока едем, спрашиваю:
— Вы так рано встаете, а сколько спите?
— Часов 5—6, в выходной на часок побольше. Мне хватает...
Впечатляет. Прямо робокоп, а не милиционер, но ведь мы все своими глазами видели. Это не пустые слова.
В машине приходит сообщение, что в другом округе есть телефонный звонок о заложенной бомбе в одном из гипермаркетов. Лаушкин тут же дает указание проверить все аналогичные магазины на своей территории.
15.40. Приезжаем с проверкой в ОВД “Дорогомилово”. Генерал выслушивает рапорт дежурных, проверяет учебный класс и столовую, разговаривает с поварами.
Затем заходим в комнату участковых. Она действительно очень современная и оборудована по последнему слову. Правда самих участковых немного. Говорят на объектах. К Лаушкину обращается с просьбой бабушка — ветеран Великой Отечественной, которую из-за квартиры терроризирует племянник из Волгограда. Генерал внимательно выслушивает и просит разобраться, хотя сразу говорит, что это будет очень непросто.
На выходе спрашиваем начальника штаба: “Разберетесь?”
— А куда мы денемся, дело у генерала на контроле.
Затем спускаемся в тир. Стреляем, но блестящих результатов не показываем. К ПМ еще привыкнуть надо. Зато генерал стреляет качественно, и видно, что доволен собой.
Наконец мы уезжаем.
— Поедем смотреть строящееся здание УВД, — говорит Лаушкин. — Строят давно, еще до меня начали, но финансы все тормозят. Так что в этом году не въедем.
17.30. Мы на месте. Генерал показывает свою будущую вотчину. Она смотрится как лайнер, вот-вот готовый спуститься на воду. Рядом уже действующий кинологический центр, через него поверху ведет стеклянный переход в физкультурно-оздоровительный комплекс ГУВД по г. Москве. Когда достроят, это будет объект зависти всей столичной милиции.
18.10. — Ну что, насмотрелись? — спрашивает генерал.
— И даже устали, спать сегодня будем крепко, — отвечаю. — А вы сейчас куда?
— Обратно в УВД, работы еще много. Часиков до 10 вечера поработаю.
— А семья на вас не обижается?
— Уже привыкли. Сын сам в милицию пошел. А жена у меня все прекрасно понимает.
В этот момент звонит телефон. На проводе жена. Генерал говорит с ней ласково и объясняет, что сегодня опять вряд ли придется увидеться — она пока живет на даче, — так что надо ждать выходных.
Прощаемся, чтобы утром увидеться вновь. В 8 утра на Поклонной горе проходит смотр подготовки сотрудников УВД к зиме, а затем присяга. Милиционерам тепло, а генерал в кожаной куртке с меховым воротником, и видно, что замерз. Но не показывает виду.
Затем он принимает присягу в музее на Поклонной горе и говорит с курсантами как с равными, потому что сегодня принял их в свою большую семью.