Исследовав последние данные Росстата о подготовке специалистов и их трудоустройстве, специалисты ЦеТИ сделали три сенсационных вывода. Во-первых, россиянам свойственно избыточное образование, и это минус, а не плюс. Во-вторых, в стране слишком высокая постдипломная мобильность. И это тоже минус. В-третьих, руководство не представляет реальных потребностей экономики в специалистах.
Под избыточным понимается образование, не востребованное на рабочем месте. Например, когда человек с высшим образованием работает на должности, где достаточно среднего или даже начального. Казалось бы, чем больше образования, тем лучше — мол, дескать, общество знаний у нас: дворники — и те кандидаты наук. На деле же человек с избыточным образованием проигрывает и материально, поскольку получает гораздо меньше, чем может, и морально. Отсюда неэффективность и низкая производительность труда, столь характерные для России.
Показатели избыточного образования
В России 40%
В Европе 11—15%
В США 11%
В Гонконге 35%.
С постдипломной мобильностью у нас тоже не задалось. Слишком уж ее много — и уже упомянутой вертикальной (кандидат наук — дворник), и горизонтальной (в дипломе одна специальность, а работаешь по другой).
В целом картинка по стране выглядит примерно так: полное соответствие специальности и образования — 38% случаев, частичное — 17%, полное несоответствие — 35%, прочее —10%
Особенно часто работают не по специальности или на местах, не требующих квалификации, инженеры (30%) и агрономы (40%). На этом фоне, подчеркнул директор ЦеТИ Вячеслав Гимпельсон, экономисты с юристами выглядят намного благополучнее. Да и степень их востребованности работодателями гораздо выше. А вот для инженеров спрос намного меньше предложения. Это значит, что никакого перепроизводства юристов и экономистов с финансистами в стране нет. Зато есть перепроизводство инженеров.