Впрочем, в столице многое делается для того, чтобы окружающая среда и радовала, и вдохновляла горожан. Самое приятное, что многие посылы идут “снизу” — от простых москвичей. О последних экологических инициативах, которые реализуются в городе, “МК” рассказала председатель Комиссии по экологической политике Мосгордумы, член фракции “Единая Россия” Вера СТЕПАНЕНКО.
— Немало инициатив “снизу” поддерживается властями, — начала Вера Станиславовна. — Взять, например, предложение Союза велосипедистов. Сейчас его члены пытаются реализовать идею о том, что велосипедное движение нужно развивать не просто как вид отдыха, а как вид альтернативного транспорта. По данным союза, не меньше трех миллионов москвичей имеют велосипеды и многие горожане готовы ездить на них на работу. Конечно, с одной стороны это прекрасно. Ведь поездки на велосипеде — это не только физическая нагрузка, полезная для здоровья, но и гуманное отношение к окружающей среде.
…Впервые я встретилась с членами Союза велосипедистов года четыре назад — они приехали в мою приемную: стоял звон, гул... Они передали мне прошение о развитии в городе велосипедного движения. И вот сегодня такая возможность уже серьезно обсуждается. Пока мы прорабатывали этот вопрос, выяснили вот что. Оказывается, еще перед Олимпиадой 1980 года в Москве проектировали велосипедные дорожки, для них разработали и утвердили нормативы. Но потом эту тему как-то замяли, и на их месте сначала появились полосы для общественного транспорта, а потом и для обычных автомобилей. И сейчас к этому вернуться уже сложно: сами знаете, какие на дорогах пробки, а велосипедная дорожка в ширину — 4 метра.
— Недавно этот вопрос обсуждался на комиссии в Мосгордуме. Какие варианты развития велосипедного движения можно рассматривать сегодня?
— Их несколько. Во-первых, использование природных зон для велосипедного отдыха, что достаточно легко реализовать, ибо 15 километров велотрасс там уже есть. Но Союз велосипедистов не вполне удовлетворен — они хотят ездить по всему городу. А вот это уже сложно. Нужно открывать пункты проката велосипедов, делать места парковок, не говоря уже о том, что нужно обеспечивать безопасность велосипедного движения.
Сегодня подготовлен проект распоряжения столичного правительства по созданию сети прокатных пунктов велосипедов и организации велодорожек на территории, примыкающей к станции метро “Университет”. Этот пилотный проект должен показать нам, насколько вообще велосипедное движение востребовано. Пока сложно сказать, сколько действительно людей готовы использовать велосипеды вместо автомобилей. Например, мне сложно представить, что офисные дамы в туфлях на шпильках и в деловых костюмах предпочтут именно их. Кроме того, есть проект по созданию сети велодорожек в районе Орехово-Борисово Северное (от школ в парки, по паркам, по тротуарам и т.д.) с предусмотренными местами велопарковок и велопрокатов.
Недавно мы поддержали инициативу проведения городского конкурса на лучшую работу среди студентов и аспирантов в области развития веломобильного транспорта. Вместе с моей коллегой, депутатом Ириной Великановой, мы обратились к первому заместителю мэра Петру Павловичу Бирюкову с просьбой учредить гранты и провести такой конкурс. И уже где-нибудь летом его объявим.
В общем, сама идея развития велосипедного движения уже прижилась. Я обещала Союзу велосипедистов обратиться к москвичам, особенно к автомобилистам, с просьбой относиться уважительно к тем, кто предпочитает этот вид транспорта. И вот обращаюсь через “Московский комсомолец”.
— Какие еще интересные инициативы родились в городе благодаря простым москвичам?
— Таких очень много. Год назад мы проводили конференцию по видеоэкологии (эта наука о визуальном восприятии окружающего мира, архитектурных форм). Кстати, в Японии люди более чутко относятся к тому, что их окружает. У них даже есть День зелени, День сакуры… И у них существуют стандарты красоты окружающего мира. Их разработали специалисты в области архитектуры, эстетики, экологии. У нас таких стандартов пока нет, но уже начинают все чаще говорить о том, что визуальная среда должна радовать глаз. И сейчас в тех районах, где делают капремонт фасадов, стараются соблюдать нормативы — чтобы все было в оттенках теплых тонов: желтоватых, салатовых, на которые приятно смотреть. А не грязно-серых, какие любили в советское время. Раз в месяц я веду прием населения в Вешняках. И из моего окна видна тепловая подстанция. Раньше она была унылой, серой. А теперь на ней красуется кошка, смотрящая в окно. Мне всегда очень приятно на нее смотреть, это помогает настроиться на прием — ведь не всегда люди приходят с радостными новостями к депутату. Недавно эту кошку увидел первый заммэра Петр Павлович Бирюков, и ему она тоже очень понравилась.
Когда мы общались с ним, речь зашла о том, что в городе много таких подстанций. Как и много ребят, занимающихся граффити. В тот же день Бирюков принял решение о проведении городского конкурса среди художников граффити, которые должны предложить свои варианты оформления подстанций в районах. На днях конкурс стартовал в столице. Его организатором стала Московская энергетическая компания. До конца мая конкурс пройдет по районам, потом выберут лучшие работы и объявят призеров, которым доверят уже не районные, а городские площадки. И уже ко Дню молодежи, который отмечают в конце июня, должны подвести итоги. Московская энергетическая компания возьмет на себя финансирование конкурса, обеспечит ребят материалами, красками. Этот конкурс — молодежный, экологический. Одни рисуют — другие смотрят. И после его окончания многие москвичи смогут увидеть из своих окон красивые картинки и поднять себе настроение.
— В Молодежной палате при Мосгордуме есть экологическая секция. Наверняка она предлагает много идей. Какие из них уже поддержали “взрослые” депутаты?
— Недавно по их инициативе мы внесли поправки в городской закон, и теперь на особо охраняемых природных территориях кроме зон рекреации будут и спортивные зоны. И мне, в свою очередь, хотелось бы, чтобы молодые москвичи хотя бы по субботам и воскресеньям начинали утро со спортивных занятий: хоть на велосипедах ездили, хоть зарядку на свежем воздухе делали. Мы подключим активных москвичей, чтобы они организовывали группы для проведения таких занятий. Возможно, в этих парках будут проводить и школьные уроки физкультуры. А еще ребята предлагают формировать в городе “зеленые патрули”, вроде народных дружин, которые ходили бы по паркам и следили за соблюдением природоохранного законодательства.
— Сейчас такие патрули в столице есть?
— Да, но очень немногочисленные. Я знаю, такой патруль работает при МГУ. Хотелось бы, чтобы это явление распространилось на весь город.
— Говоря об эстетическом облике города, мы не можем не вспомнить об озеленении. Очень многие москвичи жалуются, что в последние годы в Москве стали скашивать траву и засаживать газоны. Ряд специалистов считает, что таким образом экологии наносят ущерб. Каково ваше мнение на сей счет?
— Да, сегодня в городе действительно скашивают полевые цветы, сажают газонную траву и стригут ее. В Думу приходят разные мнения на этот счет, в том числе тревожные. Некоторые эксперты говорят, что таким образом мы нарушаем биоценоз, уничтожаем биоразнообразие, умирают насекомые, которые живут в траве, — те же кузнечики. Но вот недавно я проводила пресс-конференцию на тему “Грозит ли Москве нашествие крыс?”. Мы встретились со специалистами, и, по их единодушному мнению, газонная трава определенной высоты — как раз то, что нужно для того, чтобы контролировать популяцию крыс. Ведь эти грызуны могут перемещаться по городу в то время, когда буйно цветет бурьян. В таких условиях им вольготно и жить, и мигрировать. А при хороших условиях жизни одна крысиная самка может дать за 2—3 года до 800 особей потомков! Вот поэтому зимой в городе собирают листву, а летом — скашивают траву.
— Тогда остается неясным вопрос: зачем высеивать газонную траву, если можно просто скосить ту, что уже растет?
— Тут есть свои тонкости. Увы, не везде в мегаполисе могут выжить обычные полевые цветы и травы. Например, возле магистралей они расти просто не будут, потому что загазованность слишком высока. Исключения редкие. Есть кустарник бирючина — он хорошо выхлопные газы переносит. И газонная трава — тоже. Нужно учитывать, что среда городская не всегда может быть природной. И далеко не все виды растений выживают в наших условиях.
— И все-таки проясните ситуацию с крысами. Может, проще не траву скашивать, а не допускать распространения помоек, благодаря которым и живут в городе эти грызуны?
— Вы правы, проблема крыс прежде всего связана с чистотой города. И в столице есть распоряжение правительства о том, что мусоросборники должны содержаться в чистоте и соответствовать определенным требованиям. Так, известно, что крыса прыгает в высоту примерно на метр, — поэтому контейнеры должны быть выше. Но крысы зимой любят жить в подвалах, а летом, как москвичи-дачники, перемещаться в зоны отдыха. И мигрируют туда они, пользуясь именно густыми зарослями. А возле мусорных контейнеров они не живут, а лишь приходят туда поесть. Так что бороться с крысами нужно не только поддержанием чистоты, но и созданием условий для того, чтобы они не могли мигрировать и распространяться по столице.
— Комиссия по экологической политике Мосгордумы занимается и проблемой бездомных животных. Недавно в городе открылся первый многофункциональный приют для собак, однако тут же получил немало нареканий. Какова ситуация с ним сейчас?
— Недавно я была в этом новом приюте на 3 тысячи мест, который находится в Кожухове. Поскольку он действительно вызывал много вопросов, туда отправилась делегация из известных артистов-зоозащитников, которые предварительно обратились к Юрию Лужкову. Приехали Сергей Юрский, Леонид Ярмольник. На самом деле этот приют — не режимное предприятие. И любая группа москвичей, ежели они того захотят, могут подать заявку руководителю приюта с просьбой регулярно приезжать туда и помогать ухаживать за животными. Любители животных тоже вносят немало интересных предложений. Так, недавно обсуждалась идея отдавать животных из приютов в хорошие руки. А зоозащитники предлагают делать это не абы как, а провести конкурс, через который произвести отбор желающих взять себе домой собак или кошек из приютов. И даже предлагают таким волонтерам платить за “усыновление” пусть небольшие, но деньги — около 2 тысяч рублей. Но эта идея все-таки не совсем удачная. Непонятно, кто будет контролировать людей, решившихся взять животных, кто определит, действительно ли их намерения чисты или их интересуют только деньги? И кто станет следить, что будет с этим животным дальше? Да, сейчас в приютах много красивых, здоровых собак и кошек. И если москвичи захотят их взять — мы только “за”. Еще несколько лет назад большинство зоозащитников выступало за то, что в городе необходимо создавать приюты.
— Сейчас очень много жалоб от зоозащитников, которые уверяют, что перед конкурсом “Евровидение” в Москве стали отлавливать и чуть ли не убивать собак. Мол, вышло такое распоряжение правительства. Идет ли в городе такая “зачистка”?
— То, что собак с территории города убирают (не отстреливают, а помещают в приюты!), с конкурсом “Евровидение” никак не связано, а связано с многочисленными жалобами на бездомных собак. Таких многофункциональных приютов, как в Кожухове, в столице запланировано 10. Если зоозащитники смогут приезжать в них и бесплатно опекать питомцев — пожалуйста. Если захотят взять животных к себе домой — ради бога. Но вот на улицах бездомные собаки жить не должны.
— Перед открытием купального сезона москвичей обычно волнует вопрос, где можно будет купаться. И из каких родников пить воду.
— Увы — в Москве не так много водоемов, где можно купаться. В прошлом году таких зон на весь город было всего 19. В любом случае возле каждого водоема обязательно стоит табличка, на которой написано либо “купаться разрешено”, либо “купаться запрещено”. И хотя москвичи часто жалуются, что мест для купания в столице слишком мало, нужно понимать, что с очисткой воды — серьезные проблемы. Купальные зоны могут располагаться лишь там, где есть природные источники и существует циркуляция воды. И, несмотря на то, что многие водоемы в столице сейчас восстанавливаются, это не значит, что во всех из них можно будет купаться. Это все-таки больше эстетические объекты, и на них лучше просто любоваться.
Что касается родников, то их в городе более 100. И, независимо от того, насколько они приближены к храмам, практически никогда вода в них не соответствует санитарным нормам. Так, в прошлом году безопасной для употребления признали воду лишь в одном роднике.
— Не сократят ли в городе в связи с финансовым кризисом расходы на цветочное оформление?
— Цветы у нас уже начинают высаживать, и цветочное оформление будет на достойном уровне. Как и в прежние годы, в городе пройдет фестиваль цветников Москвы. Так что город продолжит нас радовать своей окружающей средой.