Представители РПЦ сообщали, что эта процедура может стать довольно длительной: “Каждый член комиссии проверит каждый бюллетень, это займет несколько часов”. К тому же теоретически не исключалась возможность второго тура — в случае, если ни один из кандидатов не набрал бы более половины голосов.
Новоизбранному патриарху предстоит не только духовно окормлять многомиллионную паству — он встанет во главе огромного церковного “хозяйства”. Что такое Российская православная церковь в цифрах, как официально определяется патриарший статус в уставе РПЦ и каким образом формировалось патриаршество на Руси — выяснил “МК”.
Согласно Уставу Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси (именно так звучит официальный титул) “имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем... Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест”.
Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской патриархии.
Чтобы понять, каким образом формировался институт патриаршества, нужно углубиться в историю. С первого века нашей эры считалось, что существует четыре христианских центра — в Риме, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. Эти четыре древнейших христианских церкви возглавлялись епископами, впоследствии именовавшимися в Риме и Александрии папами (от греческого “отец”), а в Иерусалиме и Антиохии — патриархами (от греческого “начальник племени, родоначальник”). В четвертом веке, когда император Константин основал новую столицу империи, Константинополь, появился пятый патриарх — Константинопольский. Первым по значимости епископом считался епископ Рима, поскольку в этом городе приняли мученическую смерть и были погребены первые верховные апостолы — Петр и Павел. С пятого века первенство Константинопольского патриарха признавалось за ним, поскольку город, в котором он проживал и правил, стал столицей империи.
С момента Крещения в 988 году Древняя Русь считалась митрополией, частью Византийской церкви. Митрополиты на Русь присылались из Константинополя и были в основном по происхождению греками. Русская митрополия в древнейших византийских списках занимала одно из последних мест — 61-е. После того как великий князь Иван III в конце XV века женился на византийской принцессе из дома Палеологов, а Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, встал вопрос о независимости Русской церкви. Когда же Иван IV венчался на царство, а Византийская империя завершила свое существование, на русского царя стали смотреть как на преемника византийских императоров. В Византии император всегда воспринимался как хранитель христианских догматов и христианского благочестия. Эта средневековая идея была воспринята и на Руси. В царствование Ивана Грозного Русская церковь обрела независимость от Константинополя и стала именоваться автокефальной. Но патриаршество появилось на Руси лишь в царствование царя Федора Иоанновича, в 1589 году. Год спустя оно было утверждено в Константинополе.
Восточные патриархи в отличие от Папы Римского никогда не назывались “наместниками Бога на земле”. Патриархи на Востоке и на Руси считались “первыми среди равных” епископов. Избрание патриарха на Руси происходило на Поместном соборе, в котором участвовали епископы, в том числе и греческие, монахи, священники и миряне. На соборах обязательно присутствовали и играли не последнюю роль представители царя. Первым русским патриархом в 1589 году стал митрополит Иов, позже причисленный к лику святых. Но уже через столетие, в 1700 году, император Петр, после смерти патриарха Адриана, упраздняет патриаршество как институт. Церковь становится государственным институтом, а ее главой объявляется император. В течение двухсот с лишним лет, вплоть до 1917 года, Русская церковь оставалась без патриарха.
И только после того, как рухнуло самодержавие в ноябре 1917 года, был избран новый патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин).
После смерти патриарха Тихона в 1925 году Русская церковь вновь осталась без просветителя. И только в 1943 году по прямому указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина был созван Поместный собор, на котором был избран патриархом митрополит Сергий (Страгородский). Митрополит Сергий был единственным кандидатом, поэтому вряд ли можно было назвать эту процедуру избранием. Впрочем, и на последующих Поместных соборах советского времени альтернативных кандидатов не было. И только в 1990 году, когда скончался четырнадцатый патриарх Пимен (Извеков), прошли альтернативные выборы. Во втором туре победил митрополит Алексий (Ридигер). Выборы были, впервые за советский период, тайными.
Только цифры: что входит в состав РПЦ
— 29 263 прихода — за 20 лет их количество увеличилось более чем в 4 раза (общее число духовенства сейчас — 30 670 человек, из них священников 27 612, диаконов — 3454, с 1988 года число священнослужителей РПЦ также выросло в 4 раза)
— 157 епархий
— 234 мужских и 244 женских монастыря в России
— 142 мужских и 153 женских монастыря в странах СНГ и Балтии
— 3 мужских и 3 женских монастыря в странах дальнего зарубежья
— 203 монастырских подворья и 65 скитов
— В 36,5 раза возросло общее количество монастырей Московского патриархата с 1988 года
— 5 духовных академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87.
— 872 храма действуют в Москве (20 лет назад их было лишь 40).