Вчера московские и питерские СМИ всполошились не на шутку. Что такое? Камень преткновения — снова Эрмитаж. Сейчас там идет капремонт кровли, и, понимаете ли, в этот ответственный момент в стык между крышей и кирпичной кладкой случайно вода протекла. Шум подняли такой, будто она всю ночь текла и текла по крайне ценным Лоджиям Рафаэля. С фресок XVI века из Ватикана (что писались учениками Рафаэля) по желанию Екатерины II были выполнены копии. И вот, по мнению некоторых СМИ, эти холсты, вставленные в стену одной из Лоджий, выполнили роль водосточной трубы.
Мы срочно позвонили в Эрмитаж и ситуацию нам прокомментировал главный инженер музея Алексей Богданов:
– Рассказываю – как все случилось. 20-го января был сильный боковой ветер с дождем. И что важно: вода попадала на стену здания, а не на крышу, на которой в это время была установлена временная кровля. Так вода немного просочилась через кирпичи в зал. Никакого потока, никакого «потопа» не было: то, что просочилось, высохло уже буквально через час. Я только что подводил людей к окну, рядом с которым произошла протечка. Они как ни пытались, так и не смогли найти ни единого пятнышка. Я сам показал им этот незначительный «подтек» – его видно, только если обвести фломастером…
– А мы видели фотографии, на которых весьма заметные горизонтальные подтеки…
– Я не знаю, о чем идет речь, но в данном случае подтеки могли быть только вертикальными. И еще раз повторяю – они высохли почти сразу же. И уж тем более, на самих картинах (копии с Рафаэля выполнены темперой по холсту) нет никакого отслоения краски, никакого там «гниения холста», ничего. Реставраторы ведь сразу же их осмотрели и решили, что их вмешательство не требуется.
…Кстати, по данным «МК», осматривала холсты целая комиссия из хранителя, двух реставраторов и архитектора. Вопрос к Богданову:
– Может ли подобный случай повториться?
– Сейчас уже нет. Да и этот случай – редкость.
– Но вы же продолжаете перекладывать кровлю?
– Объясняю: кровля на зданиях эрмитажного комплекса (это Большой и Малый Эрмитажи, Зимний дворец, Эрмитажный театр) почти не ремонтировалась в советское время – это по 70 лет! Поэтому была принята целая программа по перекладке кровли, рассчитанная на девять лет. Всего нужно заменить 53 440 кв. м кровли, на сей момент заменено около 40% (21 000 кв. м). Кроме того, крышу мы кладем по новой технологии. Ведь раньше приходилось рабочим ходить по крыше, чтоб сбрасывать снег. От этого кровля сильно изнашивалась. Сейчас карниз и водосток делаем подогреваемыми, поэтому услуг «чистильщиков» больше не требуется. Железо кладем особое – рулонное, поэтому горизонтальных – как раньше – стыков нет, только вертикальные, и то нечастые. Ничего просочиться уже не сможет…
– А есть ли в Эрмитаже чердаки? Ведь когда теплый чердак, существует опасность образования конденсата…
– Чердаки – где есть, а где нет. Здание-то не раз перестраивалось. Но изначально там кровли холодные, то есть на чердаке – уличная температура, и никакого конденсата не скапливается.
В профилактических целях мы созвонились с другими музеями и спросили – а бывала ли у них подобная ситуация? Главный инженер Политехнического музея Александр Попков:
– Что касается защиты экспонатов: идет постоянный ремонт кровли, проверка системы коммуникаций, проводки. Конечно, все время где-то что-то происходит, ломается, протекает, здание ведь – как живой организм. Но сейчас руководство музея прикладывает огромные усилия к наведению порядка.
В Историческом музее замдиректора по капремонту и реставрации Игорь Митичкин «добавил морали»:
– Нужно следить за зданием. Постоянно все проверять. Это все расхлябанность. У нас, например, капремонт закончился в 1997-м году. Проектом мы предусмотрели снеготаяние, сосулек у нас нет. А ведь у нас – самая сложная кровля в Москве по конфигурации. Надо не хлопать ушами и нормально ее эксплуатировать. Вода быстро тает, потом замерзает, и крыша протекает. Мы чердак специально охлаждаем. Что касается проводки, надо систематически проверять сопротивление изоляции. Если раз в пять лет проверять, то конечно… Пожалел пять копеек – потерял 10 рублей!