Одними из первых святых с юридическим образованием считают Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского. Оба жили в четвертом веке нашей эры и оба работали какое-то время... адвокатами. Также современные ученые считают юристом князя Киевского Ярослав Мудрого, составившего первый свод законов русского права (вошел в историю как «Русская правда»). Из более позднего периода называли трех юристов, которые были расстреляны большевиками и причислены РПЦ к лику святых мучеников: Юрий Новицкий, Иоанн Ковшаров и Михаил Трубников.
- Юрий Новицкий и Иван Ковшаров получили юридическое образование в императорских университетах, - говорит сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки Никита Гольцов. - Новицкий занимался, прежде всего, научной и преподавательской деятельностью, а Ковшаров служил присяжным поверенным. Новицкий, занявшись изучением роста преступности среди несовершеннолетних, выступил с инициативой открытия специального суда для малолетних, увидев в этом новом институте эффективный способ противодействия опасным тенденциям. Стараниями Новицкого и его единомышленников суд был вскоре открыт, и уже через несколько лет пресса восторженно писала о нем, как о лучшем достоянии, обогатившем современное общество. Параллельно Новицкий принял деятельное участие в организации приюта для детей ссыльных и каторжных, которые оказались в очень непростой жизненной ситуации. Кроме того он вел борьбу против института смертной казни.
Что же касается другого петроградского мученика Ивана Ковшарова, то стоит сказать о его героической церковно-общественной деятельности после Октябрьской революции. Он выступал помощником митрополита Вениамина в контактах с советской властью, что требовало изрядной доли мужества. Лучшее свидетельство этого мужества - многочисленные заявления, протесты, которые писал мученик Иван Ковшаров в адрес руководителей Советской власти.
Пути Новицкого и Ковшарова пересеклись в 1920 году, когда возникло общество православных приходов Петрограда и его губерний. Юрий Новицкий стал председателем правления этой организации, Иван Ковшаров пошел в ее состав. И именно эта организация была представлена на «Петроградском процессе» как своего рода контрреволюционный штаб, из которого исходили все директивы и который осуществлял сопротивление изъятия церковных ценностей Петрограда. Абсурдность этих обвинений была очевидна. В последнем слове Иван Ковшаров заметил, что обвинения должны считать их сумасшедшими, если они полагают, что они, процитирую, «вздумали начать войну с советской властью с целью ее свержения с армией баб и подростков, и это после того, как эту власть не смогли свергнуть вооруженные организованные армии Колчака, Деникина». Однако ни призывы к здравому смыслу, ни многочисленные ходатайства о сохранении жизни мучеников (один из таких документов - ходатайство дочери Ильи Петровича Оксаны Новицкой, которая оставалась круглой сиротой) не помогли. Точная дата расстрела и место потребления мучеников остается неизвестной. В 1990 году они были посмертно реабилитированы.
Отдельно на конференции говорили о Михаиле Трубникове - единственном в стране святом судье (он 25 лет был судьей, канонизирован в 2000-м). Председатель Вологодского областного суда восстановил картину его жизни и гибели, в итоге был снят фильм об этом. Благодаря Трофимову также в прошлом году была написана икона Трубникова.
Автор этих строк, член СПЧ выступила с докладом «Духовно-нравственные ценности и гражданское общество». На примере исторических судебных дел разной эпохи (с 17 века по день сегодняшний) показала, как гражданское общество влияло на судопроизводство и на какие ценности опиралось. Так вот наши исконные ценности (в разрезе судопроизводства): справедливость, милосердие, гуманизм, взаимопомощь. К слову, все они есть в перечне, который в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года. Люди всегда хотели суда милостивого и справедливого. Они готовы были вступаться за раскаявшегося преступника, писали коллективные письма в суды (яркая история - с письмом от тысячи работников завода в адрес Верховного суда СССР в защиту паренька Гены Балагурова, которого первая инстанция приговорила к расстрелу), брали на поруки и тд. В старых делах писали (когда не хватало доказательств как вины, так и невиновности): «Дело сие предать воле божьей». Вообще судьи часто полагали, что «лучше в не известии и неимении точного обвинения виновного оставить, чем невиновного наказать» Кажется, что современным судьям эта идея понравилась.