Праздник "Зул", известный как праздник тысячи лампад и знаменующий начало Нового года у калмыцких буддистов, совпадает с датой еврейской Хануки (в этом году 25 декабря) и традицией зажигания свечей. Однако, как отметил в интервью РИА Новости председатель Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) геше Йонтен (Сергей Киришов), исторических аналогий между этими праздниками не существует.
У буддистов нет единого дня для празднования Нового года, и в различных регионах России, где распространен буддизм, этот праздник отмечается в разные сроки. Дата празднования плавающая и обычно связана с местными календарями, приуроченными к весне. Например, в 2025 году Китай встретит Новый год ("Чуньцзе") 29 января, в Бурятии ("Сагаалган") и Туве ("Шагаа") – 1 марта, а на Алтае ("Чагаа байрам") дата будет объявлена позже. В Калмыкии Новый год в этом году празднуется 31 декабря 2024 года, а начало празднования намечено на 25 декабря во время "Зула".
"В день "Зул", или Праздник тысячи огней, мы вспоминаем ламу Цонкапу – основателя нашей школы буддизма Гелугпа, который жил более 600 лет назад в период упадка буддизма. Он значительно способствовал развитию буддизма и монашеской традиции, провел реформы, систематизировал обучение монахов и ввёл строгие правила монашеской жизни. В его честь мы зажигаем лампады", - рассказал геше Йонтен.
По его словам, 25 декабря утром и вечером лампады будут зажжены в московском буддийском храме в Отрадном. "Интересно, что "Зул" совпадает с еврейской Ханукой, и в этот день иудеи тоже зажигают свечи. Это меня заинтересовало, но я не нашёл никаких исторических связей между этими праздниками", - добавил он.
Ханука отмечается иудеями в течение восьми дней. В этом году она начинается с заходом солнца 25 декабря – в день, когда христианские церкви по григорианскому и новоюлианскому календарям отмечают Рождество. Ханука посвящена чуду, произошедшему при освящении второго Иерусалимского храма после победы еврейского полководца Иуды Маккавея над войсками царя Антиоха Эпифана в 164 году до н.э. Враги осквернили масло для храмового светильника, и евреи нашли лишь один кувшин "чистого" масла, которого должно было хватить всего на сутки. Однако чудесным образом его хватило на восемь дней горения меноры – именно на тот срок, необходимый для приготовления нового масла.
Ранее сообщалось, почему звонки в праздничные дни особенно опасны.