1. НЕ отвечайте на незнакомые номера. Понятно, что в праздники, особенно в Новый год и на Рождество, каждый из нас ждет звонков от коллег и приятелей. И может взять телефон, надеясь услышать знакомый голос. Ведь как мы рассуждаем? Если высвечиваются незнакомые цифры, так мало ли — вдруг человек сменил номер? Не рискуйте. Люди, которые хотят с вами связаться, наверняка предварительно напишут текстовое сообщение или отправят голосовое.
2. НЕ делитесь личными данными. Даже если на том конце трубки собеседник говорит вам, например, что имя-отчество и дата рождения не считаются конфиденциальной информацией (дескать, друзья и коллеги все равно в курсе), не верьте ему. Друзья и коллеги действительно могут обладать этой информацией (хотя год рождения и отчество знает мало кто), а вот голосу из трубки доверять сведения о себе ни в коем случае нельзя.
3. НЕ реагируйте на угрозы и уговоры. Собеседник может грубо требовать ваши личные данные, угрожая в случае отказа многотысячным штрафом или возбуждением уголовного дела. Запомните раз и навсегда: по телефону ни одно должностное лицо (реальное должностное лицо, а уж тем более не пойми кто) не вправе запрашивать у вас никакую информацию — будь то ваша девичья фамилия или девичья фамилия мамы (последнее ключевое слово обычно просят банки), номер паспорта, СНИЛС или ИНН.
4. НЕ пренебрегайте проверкой информации. Позвонил друг или родственник, попавший в больницу или в отделение полиции, с просьбой дать деньги для решения некой проблемы? Чаще всего у таких «друзей» хриплый голос (мол, попал в аварию или связь плохая, не может нормально говорить). Это явное свидетельство того, что вас хотят обмануть мошенники. Сбросьте вызов и перезвоните настоящему другу. Он наверняка удивится вашему звонку, ведь сам в это время находится или на работе, или дома, или в гостях, но точно не в реанимации.
5. НЕ игнорируйте свою интуицию. Да, это важно. Многие обманутые мошенниками люди впоследствии признавались в противоречивом самоощущении. Они вроде бы понимали: происходит что-то не то, но либо стеснялись прекратить разговор, либо, если беседа затягивалась более чем на 8–10 минут, чувствовали себя как под гипнозом. Скрипты для жуликов пишут профессиональные психологи: используются самые убедительные фразы и доводы. Если жертва рационально отказалась один раз — мошенник найдет грамотное возражение. После второго отказа возражение будет еще более уместным. Причем аферист в зависимости от психотипа жертвы может или надавить на нее, или, напротив, попытаться мягко уговорить.
Мошеннические схемы постоянно эволюционируют, адаптируясь к современным технологиям, изменениям в законодательстве и общественным настроениям. Злоумышленники отлично понимают, что легче всего обмануть людей во время праздников, массовых выплат, распродаж или в условиях кризисных ситуаций. Они могут иметь информацию о вашем возрасте, профессии и финансовом положении, чтобы выбрать наиболее подходящую схему обмана, подчеркивается в памятке.
Власти столицы предоставили несколько простых рекомендаций для снижения риска стать жертвой мошенников. Гражданам советуют использовать сложные пароли и регулярно их обновлять. Важно активировать двухфакторную аутентификацию. Следует внимательно следить за операциями на своих счетах и периодически проверять кредитную историю. Не стоит делиться личной информацией в социальных сетях.
Следует помнить, что сотрудники правоохранительных органов (ФСБ, МВД) никогда не используют мессенджеры для связи с гражданами, не проводят следственные действия по телефону и не отправляют копии своих удостоверений или других служебных документов.
«Будьте бдительны при общении по телефону и в Интернете. Подключите услуги по борьбе с мошенничеством от вашего мобильного оператора. Не забывайте рассказывать пожилым родственникам и детям о правилах безопасности в Сети», — говорится в памятке.
Распознать мошенника можно по нескольким характерным признакам. Злоумышленники часто начинают разговор с проблем, о которых жертва не имела представления. Они могут торопить, запугивать или пытаться вызвать доверие. Мошенники могут демонстрировать поддельные удостоверения и документы, а также запрашивать пароли, коды из SMS, данные паспорта и банковских карт. Часто они предлагают нереально выгодные сделки или «государственные программы» и уклоняются от прямых вопросов.
«Если вам позвонили мошенники, немедленно завершите разговор. Не следуйте никаким их инструкциям. Добавьте номер в черный список вашего телефона и расскажите о звонке близким. Если вас все же обманули, прекратите все контакты с преступниками. Не поддавайтесь на новые уговоры о возврате денег», — акцентируется внимание в сообщении.
Рекомендуется собрать и сохранить всю информацию, касающуюся мошенничества: скриншоты переписки, ссылки на сайты или профили в социальных сетях, квитанции, чеки и выписки из банка. Не забудьте изменить пароли, особенно на сайтах государственных услуг.
Если вы передали данные своей банковской карты или заметили подозрительные списания, незамедлительно заблокируйте карту через приложение или обратитесь в банк. Позвоните в финансовую организацию, сообщите о мошенничестве и попросите отменить сомнительные платежи.
С вами все-таки случилась беда? Немедленно обратитесь в ближайшее отделение полиции. Настаивайте, чтобы у вас приняли заявление, — это станет доказательством того, что вы не брали кредит, если злоумышленники все-таки влезут в ваш личный банковский кабинет. Или, если нет возможности быстро добраться до участка, подайте заявление онлайн через портал государственных услуг.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
«Горячая линия» по вопросам противодействия телефонному мошенничеству в Москве (круглосуточно): +7 (495) 870-3594;
Главное управление МВД России по Москве (круглосуточно): 102;
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде: +7 (499) 550-8003.