Песня могла воплотиться, конечно, в любой стилистике — от традиционной лирической баллады до задорного техно-трека. Вопрос фантазии, умений саундпродюсера и, конечно, желания. Желание именитого триумвирата (авторов и исполнительницы) остановилось на ненавязчивых отсылах к не лишенным утонченности, но страстным и вязким латиноамериканским ритмам — кубинской румбе и аргентинскому танго. Композитор таким способом подчеркнул содержание чувственной поэмы, а певица (теперь мы можем ее и так назвать) весьма уверенно воплотила задуманное проникновенным исполнением.
На помощь пришли, конечно, не только вокальные навыки, которые г-же Судзиловской не чужды, но и актерское мастерство. Умение и желание петь украшало палитру многих актеров. Любовь Орлова, Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, например, оставили в наследие яркие образцы актерских песен. Лайза Миннелли или Людмила Гурченко вообще распевались до масштаба самодостаточных хитов, вошедших во все музыкальные летописи и знаковые поп- и рок-реестры. Достаточно вспомнить взрывную Mo-ey Миннелли из саундтрека к фильму «Кабаре» или кавер на песню Земфиры (признана иноагентом) «Хочешь», который именно в исполнении Гурченко не только обрел качество самодостаточного шедевра, но потеснил когда-то многие боевики и новинки хит-парада «ЗД».
Олеся давно тоже была готова пойти по этому пути. Еще в 2015-м, когда она воплотила образ культовой советской звезды и той еще певуньи в сериале «Орлова и Александров», все так и думали, что именно она исполнит знаменитые песни. Но режиссер тогда неведомо почему решил иначе, не дал актрисе испробовать одну из главных красок воплощаемого ею образа. Песни за кадром пела другая певица.
В разговоре с «ЗД» Олеся вспоминала об этом не без досады, которую, правда, мастерски скрывала:
- К тому моменту когда снимался сериал, я умела петь, и на репетициях, на площадке делала это самостоятельно, но таковым (озвучить песни исполнением другой певицы. — Прим. «ЗД») было решение режиссера, ему было необходимо блистательное исполнение, чтобы это была оперная певица и т.д. Надо сказать, воспитание у меня классическое и учили меня оперному пению. И вот перестроиться потом на эстрадное исполнение, открытый звук было сложнее...
Сериал при этом имел впечатляющий успех, актерские будни на какое-то время заняли все внимание и заботы Судзиловской, однако неуспокоенность от упущенной возможности все же свербила душу.
- Это детский незакрытый гештальт, — доверительно признается актриса, — очень хотелось петь. В школе пела в хоре. Помню, была удостоена чести поехать в пионерлагерь «Орленок», где каждый вечер мы собирались у костра с песнями, строки которых были собственноручно нами записаны у каждого в свой дневник. Это пение рядом с друзьями запомнила на всю жизнь. Моя сестра роскошно пела и рок-песни, и советские с прекрасной музыкой и чудесными текстами. Когда Жанна со мной гуляла, часто пела по моей просьбе. Мне хотелось быть похожей на нее, хотелось так же уметь петь. В театральном институте не случилось, сказали, что «не надо вам этим заниматься». Хотя со мной долго репетировали, и это явно было с удовольствием со стороны педагогов. Но тогда как-то не сложилось…
«Спящее» желание и несложившиеся устремления неожиданно, однако, получили свои триггеры. Их было как минимум три, если суммировать рассказы самой Олеси Судзиловской.
Триггер первый. Сергей Лазарев
- После сериала «Орлова» прошло какое-то время, — вспоминает Судзиловская, — и года три-четыре назад я поняла, что все-таки хочу это сделать. Был музыкальный спектакль. С Игорем Миркурбановым (актер, режиссер, телеведущий. — Прим. «ЗД») мы выпустили «Самую роскошную свадьбу этого лета». Не мюзикл, но мы пели под живое сопровождение блистательного оркестра. И я поняла, что в этом нет ничего страшного, наоборот, все было только в удовольствие… Параллельно я года три искала себе педагога, чтобы научиться петь профессионально. Долго не складывалось, не могла найти своего человека. Я понимала, что не набираюсь профессионализма, время идет, я не вижу такого результата, какого бы хотела. И тут подарок судьбы, за который я благодарна бесконечно Сереже Лазареву! Он говорит: нужно идти к Нине Савицкой. Уникальный педагог, которая дает ключи, знания, информацию так, что ты совершенно спокойно выходишь на сцену. Теперь она — моя богиня! Она не только обучила, но вселила в меня такую уверенность, что я осмелилась и на свой первый выход в… консерватории.
Триггер второй. «Журчат ручьи»
«Замороженный» дар и желание его воплотить не давали покоя не только актрисе. Видимо, это все-таки витало в астрале. На Московском кинофестивале дирижер Женского симфонического оркестра Ксения Жарко предложила Олесе Судзиловской все-таки восстановить справедливость и сделать уже концерт-спектакль, музыкальное посвящение Любови Орловой, образ которой актриса так ярко воплотила в сериале. В итоге премьера «Журчат ручьи» в Консерватории взбудоражила культурную Москву. «Филипп Киркоров аплодировал со слезами на глазах, это дорогого стоит», — вспоминает теперь Олеся и рассказывает:
- Предложение было дерзким, конечно, но отказаться от него я не могла. И я написала пьесу в соавторстве с Петром Борисенко. Александрова (режиссера и мужа Орловой. — Прим. «ЗД») сыграл и спел Павел Иванов, финалист «Голоса» и солист Московской оперетты. Женский симфонический оркестр в составе шестидесяти человек под управлением Ксении Жарко, великолепный пианист Максим Пурыжинский, полноценный драматический спектакль с костюмами Никиты Вершинина, музыкальными композициями и танцами, которые поставил к тому же Егор Дружинин. Это нужно, конечно, смотреть!..
Масштаб и характер премьеры вызывают теперь у г-жи Судзиловской неподдельную гордость, поскольку это был еще и вызов. Актриса поясняет:
- Этот первый выход не был ведь подкреплен ничем, я имею в виду технические какие-то средства, применяемые на больших концертах. Это была консерватория! Даже не могу подобрать слов, не могу себе представить, как я все-таки решилась на это. Конечно, я волновалась — до темных кругов перед глазами. Особенно когда над головой в зале портреты Чайковского, Мусоргского, Глинки, других великих композиторов. Волновалась и моя педагог Нина Савицкая, она призналась после концерта, что рассыпалась от страха, находясь в зале. Многие мои приглашенные: родственники, близкие, друзья - замерли с белыми лицами, сосед соседу от напряжения и волнения сжимал пальцы, чуть ли их не ломая, до такого доходило… Но это надо было попробовать. В итоге все выросло в невероятно красивый проект о Любови Орловой, где мой тот самый детский гештальт и закрылся. Образ и песни Орловой, живое исполнение, Большой зал Московской консерватории. А эта сцена далеко не всех принимает. И я поняла, что мне с ней хочется обняться, с этой сценой, в знак благодарности. Помню, что даже легла на сцене после репетиции, прямо на живот… Мне даже не сделали замечание, а ведь это священное место…
Триггер третий. «Маска»
Ну, и последней, видимо, каплей на пути к новым песенным землям стало приключение на популярном телешоу, которое, как потом оказалось, имело для Олеси Судзиловской продолжение не только с дебютом новой песни, но и предновогодним появлением в «ЗД».
- Мы записывали на этом шоу песни ко дню рождения Филиппа Киркорова, ему нужно было угадать, кто конкретно из его друзей прячется под маской. Мне было предложено исполнить великолепное произведение Ирины Дубцовой «Сердце в тысячу свечей», мы специально записывали ее низким голосом, поскольку образ был мужской. И Филипп меня не узнал. Потом, когда маски были сброшены, говорил очень трогательные слова… А звукорежиссер, блистательный Анатолий Мичуленко, после записи передачи так и сказал: «Почему ты не поешь? Тебе нужно петь». Наверное, меня это и сподвигло...
Не только, видимо, звукооператор на той съемке пришел к подобному выводу. Последствия не заставили себя долго ждать. Олеся рассказывает:
- Поздним летним вечером мне позвонил Михаил Сафарбекович и сказал: «Я написал песню, хочу тебе ее подарить». От восторга я впала в ступор! Но мне так понравился материал, сразу увидела, как эту песню можно даже больше «сыграть», чем спеть. В тот момент рацио уже не работало, моментально согласилась пробовать себя в новой ипостаси. Зацепило и название-метафора — «Сыграем Шуберта вдвоем», а к нему еще прилагалось прямо-таки сказочное обрамление — музыка Андрея Мисина и поэзия Гуцериева. Это было счастье. Стихи, которые положены на эту песню, — отрывок из большой поэмы Михаила Гуцериева, на разные строки из которой уже вышло несколько композиций. Слова мужчины, которого больше нет и который обращается к своей женщине. Он настолько сильно ее любит, что не может позволить ей быть свободной, хотя она осталась одна. Приходит к ней воздухом, музыкой, поэзией: «И ночью в сон к тебе зайду»...
Спрашиваю Михаила: «Почему мне?» Отвечает: «Ты это сделаешь здорово!» — и прислал демо в исполнении какой-то профессиональной певицы. Я говорю: «Что вы делаете?! Я после этого ничего не смогу пробовать!» А он мне: «Быстро в студию!» И записали. Честно говоря, долго работали, долго добивались, чтобы нравилось всем: и авторам, и команде профессиональной. Долгий был процесс…
Трек уже вышел в эфиры и на стримингах, тем временем продолжается работа над клипом.
- В сценарии для видео рождаются несколько другие образы, чем те, что заложены в песне. Раньше я исполняла роли в клипах других исполнителей как приглашенная актриса, но никогда не представляла себя в роли исполнительницы, это тоже вызов, — признается г-жа Судзиловская, размышляя о своем новом творческом амплуа. — Естественно, я актриса, но… которая решила петь, мне очень это нравится. Не знаю, выльется ли это в какую-то отдельную историю. Не хочу пока ничего загадывать, но желание есть. Я так глубоко в профессии, со студенческой скамьи служила в театре и кино обожаю. У меня и мысли никогда не было пробовать что-то еще. Я могла бы стать поваром или психологом, потому что училась на это и на то, но, чтобы профессионально петь, даже представить не могла! Посмотрим.
Зайдя в новые для себя воды, артистка при этом остается верна своей главной привычке — обучению и дотошности:
- Я спортсменка, поэтому для меня любого рода мои проявления должны быть идеальны. Перфекционистски должно все выглядеть. Если что-то не так, если похоже на самодеятельность, очень это не люблю. Поэтому я максимально стараюсь уделять время обучению… Мы будем пробовать, потому что это уже не актерская песня. Ниже уровнем падать нельзя. Нужно и себя найти, и звучание, и направление, а может быть, пробовать себя в разных направлениях. Но мне очень близка приджазованность, когда в музыке и пении есть особый ритм...
При этом спектр возможных амплуа и приемов на певческой стезе почти неисчерпаем, это тоже вызов, на который Олеся сейчас ищет ответы:
- Даже не в проникновенности дело. Когда человек просто демонстрирует себя или свое умение, то, что я называю «спортивный вокал», он очень быстро становится скучным… У меня был однокурсник, который не умел петь, но он так звучал сердцем, что это невозможно было не слушать. И такой концепт мне намного интереснее, чем великолепный чистый голос без подключения души. Хотя и петь, конечно, надо уметь…