МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Первый директор «Руки вверх» раскрыл детали расставания с группой

Андрей Маликов ответил на обвинения в подделке документов

Вот уже много лет длятся разбирательства между Сергеем Жуковым из группы «Руки вверх!» и музыкальным издательством по поводу авторских прав на песни коллектива. Бывший директор группы Андрей Маликов когда-то передал эти права в управление музыкальному издательству, которым руководит Андрей Черкасов, и теперь обе стороны - Жуков и Черкасов - никак не могут прийти к согласию, в историю вовлекли и Маликова. Дело дошло до того, что фильм, снятый Жуковым с песнями коллектива, официально запретили на некоторых интернет-площадках. В ответ на это артист назвал происходящее со стороны владельцев музыкального издательства рейдерским захватом и обратился в СК с просьбой о помощи. В итоге в музыкальном издательстве прошли обыски после жалобы артиста. В общем, ситуация накалилась до предела. «МК» решил узнать непосредственно у самого бывшего директора «Руки вверх» Андрея Маликова, в чем все-таки камень преткновения, и выяснил, как же произошла та самая передача прав, из-за которой теперь такие громкие разбирательства.

Андрей Маликов. Фото: из личного архива.

- Андрей, начнем с истоков. Расскажите, с чего началось ваше сотрудничество с группой «Руки вверх!»?

- Все начиналось еще летом 1996 года. В то время группа «Ван Моо», с которой я в качестве концертного директора проработал почти полтора года, начала медленно распадаться, а я начал думать, где возможно применить свой опыт в любимом деле уже как продюсер. К этому времени я уже больше семи лет проработал в шоу-бизнесе, и все это время я учился у мастеров. Можно сказать, что был подмастерьем. Начинал я со студии «Рекорд», у моего друга детства Александра Крашенинникова, который в то время был уже одним из ведущих звукорежиссеров на студии и записывал многих звёзд конца 80-х. После срочной службы в рядах ВМФ СССР в мае 1989 года я всё лето ездил к нему на студию стажироваться и получать уроки звукорежиссуры. Жизнь давала мне хороших учителей, и я тогда чётко поставил себе цель: мне нужен проект, который я сделаю с нуля, стану его создателем и, не побоюсь этого слова, отцом. И я его начал искать.

- И встретили в итоге Жукова и Потехина?

- Да, однажды я оказался на студии «Павиан-рекордс», где познакомился с молодыми, голодными и амбициозными провинциальными ребятами – Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным. Я искал проект, они искали продюсера - векторы наших стремлений сошлись в одном месте. Мы обговорили условия и ударили по рукам, что стало стартом нашей совместной деятельности.

Всё, что дальше происходило с Жуковым и Потехиным, это была вся моя жизнь, которая закрутила и завертела меня: я придумывал, планировал, финансировал и воплощал в жизнь по всем направлениям, беря на себя полную ответственность за всю жизнедеятельность развитие и популяризацию проекта «Руки вверх!».

- Насколько сложно было раскручивать коллектив в то время?

- В 90-е годы в шоу-бизнес было практически невозможно попасть без протекции. Это была абсолютно закрытая система. Вход на большую сцену был через мэтров эстрады - Аллу Борисовну, Игоря Крутого, а иначе нельзя, ведь зритель должен получить удовольствие от песни и музыки, что невозможно без пристального внимания и критического отбора профессионалов отрасли. Я все прекрасно понимал и оценивал, но все-таки решил, что хочу создать и реализовать музыкальный проект и управлять им самостоятельно, не заходя в большие, общие двери. Поэтому, конечно, раскручивать было очень тяжело, но я не опускал руки. У меня была большая записная книжка с телефонами радиостанций FM-диапазона, были телефоны программных директоров, звукозаписывающих компаний. Как модно говорить сейчас, я начал свершать холодные звонки: мол, можно я привезу вам материал, у меня группа, я уверен, что она может стартануть. Я денно и нощно переписывал песни на аудиокассеты, распечатывал для них обложки на принтере и отвозил на ресепшн компаний и ждал обратной связи. Так продолжалось полгода, с осени 1996 по весну 1997 года.

- А как получилось, что вы подписали контракт с владельцем музыкального издательства Андреем Черкасовым?

- С ним я познакомился в 1991 году в группе «Технология», и мы начали работать вместе. Выпускали, например, альбом Михаила Муромова «Афганистан». Именно к Черкасову я пришёл в конце марта 1997 года с демо-кассетой проекта «Руки вверх!». Я ему все показал, рассказал и уехал домой в Бирюлево. И вот я приехал, прилёг на диван, включил телевизор, и тут позвонил Андрей: «Бери ребят и приезжай завтра, я готов предложить вам лучшие условия». И на следующий день мы подписали первый контракт на выпуск и продвижение дебютного альбома группы «Руки вверх!».

Вот так всё и получилось. Буквально через месяц мы взорвали рынок. Ребята, как в голливудском фильме, проснулись знаменитыми звёздами. Так что мы отправились на гастроли собирать Дворцы спорта, и стадионы.

- Но, насколько мы знаем, через какое-то время «Руки вверх!» перестали работать с вами. Что случилось?

- Это началось еще в1998 году. Они уже тогда искали варианты уйти от меня. Мне об этом намекали коллеги по цеху, но я не верил. А причина? Думаю, им стало мало денег, хотя у них все было в достатке. И летом 1999 года они за моей спиной договорились с третьей стороной о бегстве под прикрытием аффилированных структур. Хотя все можно же было обсудить и решить, поделить, подписать и разойтись как цивилизованные люди. И это как раз в 90-е годы, в которые я максимально безопасно поднял и вывел группу на вершину музыкального Олимпа. Я считаю, что мои подопечные смалодушничали и сделали это, предав своего отца. Знаете, у нас в шоу-бизнесе так было всегда: эти византийские подковерные игры и интриги испанского двора. Как только становишься популярным, всегда кто-то подползает и начинает всё разваливать изнутри, сея сплетни и интриги, нашептывая в уши. Чтобы потом прибрать к рукам, пользоваться и управлять. А ты даже не видишь этого, потому что веришь в своих подопечных, как в самого себя, и исключаешь возможность предательства. К сожалению…

Андрей Маликов с группой "Руки вверх". Фото: из личного архива.

После их бегства мне даже поступали угрозы от неизвестных людей, которые тогда звонили и намекали, что если я не соглашусь на условия людей, стоящих за Жуковым и Потехиным, то могу пострадать я и моя семья. Всякое может случиться, времена, мол, непростые. Это все едва не закончилось плачевно. Из-за давления со всех сторон у моей беременной жены Любы случился приступ, ее срочно госпитализировали в больницу с угрозой выкидыша. Понимаете, она могла погибнуть вместе с детьми!

- После этого вы поддерживали хоть какое-то общение с коллективом?

- После бегства группы от меня и колоссального давления со всех сторон – силового, информационного, и закулисного – желание видеть их исчезло навсегда. Я удалил и выбросил навсегда из своей жизни всё, что могло напоминать о них.

- А как получилось, что права на песни «Руки вверх!» в принципе оказались у вас?

- Когда группа сбежала в августе, конечно, мне никто не хотел возмещать и компенсировать понесённые убытки. И только в октябре состоялась наша последняя встреча в офисе на ул. Татарской в центре Москвы, где в присутствии моего юриста и других свидетелей мы все-таки подписали Соглашение о расторжении всех наших рабочих отношений и обязательств: Жуков и Потехин признали за мной исключительные права на все исполнения первых пяти альбомов, исключительные права изготовителя всех фонограмм этих альбомов и исключительные смежные права на все аудиовизуальные произведения созданные мной в период работы с группой с 1996 по 1999 гг. Также стороны заявили о полном отсутствии каких бы то ни было претензий друг к другу касательно совместной работы, личных и деловых отношений и гарантировали их отсутствие в будущем. За прошедшие 25 лет я строго исполнял все пункты данного соглашения.

- Права на тот момент были в какой-то большой цене?

- Что интересно, они не стоили ровным счетом ничего, поэтому логично, что артисты об этом сразу и забыли. Но! До тех пор пока не началась цифровая эпоха. В течение 22 лет ни Сергей, ни Алексей не оспаривали законность моего право обладания механическими правами изготовителя фонограмм. Но после 2015 года началась монетизация и издательство, куда я передал свои права в управление, стало размещать песни и клипы «Руки вверх!» на всех цифровых платформах и ресурсах. В итоге в 2021 году Сергей Жуков подал иск к издательству в арбитражный суд г. Москвы. Меня тоже попытались втянуть в эти судебные тяжбы.

- Суды длятся много лет, кто одерживал в них победу?

- Да, это давняя история, которая началась летом 1999 года и продолжается до сих пор. За последние три года все суды выиграло издательство и я. Все судебные решения вынесены в мою пользу, а исключительные права изготовителя спорных фонограмм подтверждены и признаны за мной. Российская судебная система строга и беспристрастна, о чём я заявляю как законопослушный гражданин своей Родины.

- Задам вопрос в лоб. Вас обвиняют в подделке документов на права на песни группы. Как можете прокомментировать?

- Меня уже не удивляют такие информационные вбросы. Перед тем как делать такие заявления – о фальсификации и подделке, я бы посоветовал показать решение суда. Без этого такие заявления абсолютно беспочвенны и голословны. Эту ситуацию недавно очень грамотно и точно прокомментировал в «Московском комсомольце» продюсер группы «Мираж» Андрей Литягин. Он объяснил, почему такое случается в нашей стране и что происходит, когда идет битва за большой ресурс. «Руки вверх!» — это ресурс, который сегодня очень хорошо монетизируется, а причиной его создания и суперпопулярности был я и Андрей Черкасов.

- Сергей Жуков говорит, что у издательства очень много судов с другими артистами, мол, вы нашли юридическую лазейку и буквально это выглядит как рейдерский захват в шоу-бизнесе....

- Просто Андрей Черкасов - большой специалист по авторскому праву. Знаю, что у него много судов, но он в этом хорошо разбирается и специализируется. К сожалению, артисты часто не помнят о своих договоренностях и подписанных в прошлом документах. И это, кстати, довольно распространенная ситуация. Просто на пике популярности, успеха и славы они забывают обо всём. Поэтому за тот каталог произведений, что есть у издательства, Черкасову приходится судиться и регулировать все спорные вопросы. Знаете, раньше бывали случаи, когда артист вообще передавал права сначала одной компании, потом другой, третьей и всех сталкивал лбами. Мы многократно такое наблюдали в нулевые. Да, Андрей дотошный и он очень профессионально разбирается в вопросах авторских и смежных прав.

- А каким вы видите выход из ситуации?

- За прошедшие 25 лет я никогда не менял своих показаний и не передергивал события. Так что вопрос может решиться только так: это публичные извинения передо мной и моей семьей за то, что было сделано, и то, что делается Жуковым и Потехиным все последние годы, и за антигероя Шалаева в фильме. Это моральная сторона вопроса. А есть еще и материальная. Хочет этого Сергей или нет, но мы с ним исторически связаны, и ему придётся решать все эти вопросы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах