История моды двадцатого и двадцать первого столетия вполне может посоревноваться в динамичности с историей других сфер жизни — популярные фасоны платьев и туфель порою меняются быстрее, чем курс доллара. Каждому десятилетию — свои тренды, и без хрестоматийного конфликта отцов и детей (чаще, конечно, матерей и дочерей) здесь не обойтись. Об этом даже анекдоты придумывают: мол, поколение тех, кто ходил без шапки, вырастило тех, кто ходит с голыми щиколотками. Иногда грубее: «поколение женщин с торчащими стрингами вырастило поколение в картофельных мешках». Последнее — про джинсы.
Джинсы в России — больше, чем просто штаны. Это один из ярчайших примеров того, как НЕЧТО перекочевало из категории продвинутого и молодежного в абсолютную норму жизни. Если в позднем СССР, окрашенном в сто оттенков дефицита, ходить в джинсах — это была дерзость, претензия на стиль и серьезная заявка на успех, то на рубеже веков джинсы превратились в лучший маркер модных веяний. Высокая или низкая посадка, широкие или узкие штанины, открытые щиколотки или подметающие тротуар отвороты, художественные дырки, потертости, дополнительные украшения — благодаря этим деталям датировать джинсы можно с точностью до двух-трех лет. Ну, а заодно и их носителя.
«Мне 35 лет, и мое поколение активно носило джинсы скинни много лет. Они вошли в моду, когда я была еще довольно юная и действительно держались в топе немало времени. И я вижу, что мое поколение до сих пор не всё вылезло из скинни, если брать тех, кто не интересуется современной модой и просто одевается в том стиле, который нравится», — рассуждает одна из популярных интернет-блогеров, пишущих о моде и красоте.
Упомянутые скинни — узкие джинсы «в облипочку» точно по фигуре — действительно были на коне (вернее, на всех задницах страны) примерно в 2010–2012 годах, то есть когда нынешние тридцатипятилетние были в нежном двадцатилетнем возрасте. Все сходится. Вариантов стилизации существовало несколько: более расслабленно-дерзкий, с претензией на интеллектуальность образа — с клетчатой рубашкой и кедами (отсюда, кстати, вырос и собирательный образ хипстера начала 2010-х) либо нарочито сексуально-гламурный, при котором облегающие джинсы сочетались с таким же облегающим верхом.
Предшественниками джинсов скинни были штаны с гипертрофированно низкой посадкой — той самой, которую обожало упомянутое «поколение женщин с торчащими стрингами»: те, чья модная юность пришлась этак на 2004–2008 годы. Популярные в нулевых джинсы действительно болтались настолько низко на бедрах (точнее, на тазовых косточках), что похвастаться нижним бельем в них было просто-таки обязательно. Ширина штанин, кстати, при этом могла быть абсолютно любой, главное — обнаженная поясница. Ну а «поколение в картофельных мешках» — это уже сегодняшние юные: те, кто предпочитает джинсы максимально широкие, свободные, ничего не обтягивающие и не открывающие.
Между тем под публикацией — более 400 комментариев, и эта женская многоголосица подтверждает: да, взаимосвязь возраста (точнее, года рождения) и симпатий к определенному фасону джинсов и вправду существует.
«Я родилась в 1971 году, и в моей ранней (подчеркиваю, ранней!) юности достаточно было иметь просто ДЖИНСЫ. Желательно фирменные. Все остальное уже воспринималось некоей «розочкой на торте», и я до сих пор к этому примерно так отношусь: джинсы есть джинсы, а фасон — дело десятое».
«Мне 40. Никогда не носила узкие джинсы. В юности носила клеш с заниженной талией. Как же я страдала, когда кругом продавались одни сплошные скинни. Потом пошла мода на высокую посадку. Это вообще кошмар. Я мелкая, а ноги длинные, высокая посадка делает меня похожей на барный стул».
«Мне 38, и я долго не могла снять скинни и надеть широкие от бедра джинсы, но сейчас ношу с удовольствием. А вот клеш от колена вряд ли надену, в таких мы ходили в 6–7-м классе, для меня это до сих пор старье».
«Мне 47, и первые мои джинсы были вареные Mawin's фасона мом и светло-голубые пирамиды, свободные бананы с защипами на талии. Это был, кажется, 1992 год... А потом в моду входили и выходили джинсы прямые, дудочки, широкие трубы, клеш от колена, опять прямые, скинни, бойфренды, опять момы и бананы, опять клеш, опять трубы... Несмотря на не совсем стандартную фигуру, я переносила, наверно, все фасоны, вообще, хорошие джинсы для меня — почти фетиш. Любимые — клеш от колена или середины бедра, обязательно до пола и с каблучком — такой фасон делает ноги почти бесконечными».
«Мне 54, предпочитаю классические джинсы, то есть не узкие и не широкие со средней посадкой. И еще люблю клеш от колена, так как расширение силуэта к низу уравновешивает бедра. Широкие джинсы не люблю, как и сильно узкие, все это уродует фигуру».
«Мне 26, и на дамочек в узких джинсах смотреть смешно. Только широкие палаццо, в крайнем случае — бойфренды. Кому нужна эта мнимая сексуальность?»
«Мне 28. Скинни носила до 2017 года, потом перешла на бойфренды и мамсы, сейчас ношу трубы/клеш от бедра, мамсы тоже все еще есть».
«Мне 33 года. Ношу узкие, но не в обтяг, как колготки, а с небольшим запасом. Клеш от колена. Прямого кроя с обтягом бедра. Со средней, высокой и завышенной посадкой. Темно-синие, голубые, яркие (красный, бирюзовый), хаки или голубые с беленым. Без декора, страз и вышивок. Не драные. Аккуратно подшитые. Вот характеристики моих идеальных джинсовых брюк. Такие ношу лет с 12. Менять не собираюсь».
«Мне 49, только прямые классические, еще клеш от колена, на этом все, широкие точно нет. Смотрю на молодежь ростом метр с кепкой: широкие джинсы и просторный верх, мягко говоря, по-дурацки смотрится».
«Мне 30 лет, и наше взросление пришлось как раз на пик дикой популярности этих скинни. А потом они внезапно стали чем-то дико табуированным в модном мире, привыкать к этому пришлось постепенно. Но последние пару лет есть тенденция, которая мне нравится больше, — какое-то спокойствие и принятие разных фасонов».
Последняя фраза — самая красноречивая. Такая прекрасная штука, как плюрализм — не мнений, но хотя бы фасонов, — воцарилась в российских магазинах относительно недавно, всего-то лет этак десять назад. До этого все было куда как более однозначно: какая модель джинсов объявлена модной, такую и будешь покупать — просто потому, что другую найти ну совсем непросто. Подходит она твоей фигуре или нет, уже дело десятое. Исключением всегда оставались магазины американских джинсов с полуторавековой историей и всемирно известными именами — и ценами, которые далеко не каждой российской покупательнице были бы по карману.
«Я помню, как в нулевые, когда на пике моды была заниженная талия, пришла в какой-то большой джинсовый магазин и спросила, есть ли что-то на классической посадке. Ну не подходила мне эта заниженная! Продавщица взглянула на меня как на Нюсю из деревни и процедила: «Девушка, у нас модная одежда, у нас только на бедрах». Прошло 20 лет, а осадочек остался», — делится в комментариях еще одна читательница.
В современном же среднестатистическом сетевом магазине — не обязательно специализирующемся именно на джинсах — покупателя почти наверняка встречают наглядные плакаты-пояснения: мол, на этой полке у нас прямые штаны, вот вам картинка, как они будут выглядеть. Вот тут — зауженные, а тут экстравагантный клеш от бедра на высокой посадке… что хочешь, то и выбирай.
— Зауженные скинни действительно вышли из моды уже несколько лет назад, но именно их продолжают активнее всего покупать. Берут чаще всего взрослые девушки, те, кому вокруг 35 лет, не молодежь, — продавщица с бейджиком «Мария» поделилась наблюдениями, тем самым подтвердив тезисы из оживленной интернет-дискуссии. — Те, кто моложе, больше смотрят в сторону широких джинсов. А вот насчет посадки я ничего не могу сказать: у нас есть и высокая, и заниженная. Кому какая подходит, тот ту и выбирает.
Носки торчат, носкам дорогу
Другая дискуссионно-гардеробная тема, которая взбудоражила россиян в 2024 году: соотношение возраста и длины носков. Тут обнаружились (или кто-то очень хотел их обнаружить) свои закономерности. И будто бы все просто: мол, если видишь мужскую ножку с голой щиколоткой, одетую в короткий носок «под кеды», — значит, перед тобой миллениал. Проще говоря, рожденный в 1980–1990-х. Если носок длинный, даже слишком, стремящийся куда-то к коленке, да еще и с забавным рисунком типа хинкали или авокадо, — значит, нога принадлежит зуммеру. Уроженцу 21 века. Ну, а если все до скуки консервативно, носок средней длины и однотонный — значит, вы ухватили за ногу дедушку. Так, если чуть обобщенно.
Однако молодежь 20–25 лет и вправду сегодня предпочитает удлиненные носки — во-первых, потому что именно на них легче найти разнообразие рисунков и надписей, а во-вторых, как раз ради креатива: классическая форма носков будто бы приближает их к старшему поколению и будто бы может заставить кого-то подумать, что носочки впопыхах одолжили у папы, потому что собственных чистых и целых не осталось. Опять же, если чуть обобщенно.
Зато миллениалы, сегодняшние 30–40-летние, — это те самые вчерашние хипстеры, измученные джинсами скинни в сочетании с кедами. И они будут искать носки, которые не видны из-под обуви. Иначе ведь как продемонстрировать голую щиколотку и создать иллюзию, будто те самые кеды надеты на босу ногу?
Белье для женщин постарше
Еще один предмет туалета, который нечаянно стал маркером старомодности и символом вещевого конфликта поколений, — те самые торчащие стринги. Не нуждающиеся в представлении тем, кто жил в России в гламурных нулевых. Для них даже придумали модный термин: whale tail (китовый хвост). Хотя пару лет назад стилисты заговорили о том, что, возможно, выглядывающие из-под набедренных джинсов цветные перемычки трусиков вернутся в моду вместе с растущим интересом к эпохе 1990–2000 годов, дальше разговоров дело не пошло.
— Мне кажется, все упирается в функционал, — рассказала нам продавец-консультант одного из магазинов женского белья. — Все-таки стринги прежде всего носили ради того, чтобы контуры белья были незаметны под облегающими брюками. Альтернатив не было, а мода на обтяжку была. Сегодня же есть отличное бесшовное белье, которое решает эти проблемы, причем гораздо комфортнее стрингов, а посадка брюк и юбок стала свободнее. Поэтому стринги, по моим наблюдениям, покупают сегодня зрелые женщины. Не легкомысленные студентки, а как раз их мамы. Скорее всего, те, кто привык к такому белью еще 15–20 лет назад.
То же самое касается и бельевых «верхов». Если еще десять лет назад визит в магазин нижнего белья вполне можно было начинать словами «Здравствуйте, а покажите, что у вас есть без пуш-апа?», и после этой фразы ассортимент моментально сокращался в несколько раз. Сегодня на витринах все чаще можно заметить обилие тонких кружевных топов-браллетов, бюстгальтеров без капли уплотнителя или вовсе спортивных поддерживающих топов. Причина не только изменившаяся эстетика тела и уход тренда на обязательно пышную грудь, но и здоровье. Сейчас в тренде бодипозитив и забота о комфорте. Кроме того, юные девушки сегодня носят одежду оверсайз, которая не предполагает подчеркивания линии груди и вообще какого-либо подчеркивания фигуры, поэтому и фасоны нижнего белья не так важны. Ну а самым популярным в магазинах масс-маркета становится базовое белье. Ставка делается не на кружева или красоту вышивки, а на многообразие лекал и моделей, которые могут подойти любой фигуре. Цветов чаще всего будет два: черный и телесный.
— О том, что такое белье «скучное», я слышу преимущественно от женщин 35–45 лет, — продолжает продавец. — Они как будто посередине и в меньшинстве. Молодежь охотно покупает спортивное базовое белье, а при словах о сексуальности только смеется.