Перспективами своей затеи в интервью с нами детально поделился автор инициативы.
– Как технологически вы представляете этот процесс?
– Человек на кассе показывает паспорт, открыл смартфон, предъявил QR-код и кассир пробивает товар. – Половина продукции в магазинах с этими QR-кодами продается. Наше нововведение никак не усложнит процесс торговли.
У нас в стране последние четыре года наметился резкий рост употребления алкоголя как в объемах, так и среди наших граждан. Более того, есть рост употребления алкоголя среди несовершеннолетних – все это статистика Минздрава. Она открыта и публична.
Посмотрите наши продуктовые магазины: самые яркие и красивые полки – с алкоголем. Это самая мощная рекламная поверхность, которую только можно себе представить, потому что в продуктовые магазины мы ходим чаще, чем куда-либо. Дети с ходят с родителями в продуктовые магазины и наблюдают эти колоссальные полки с алкоголем. Они в самом раннем возрасте видят, что мама берет молоко, пакет сока, газированную воду и какую-то бутылку алкоголя. С детства у ребенка появляется ассоциация, что алкоголь – это продукт питания, который можно прекрасно употреблять в пищу. Никакого вреда от этого нет, он продается в продуктовом магазине и стоит рядом с любой другой едой и напитками. То есть это все интегрировано и психологически действует на подсознание.
– Что вы предлагаете?
– Чтобы наше государство занялось системной мощной пропагандой против алкоголя. Только она позволит осознанно снизить объемы потребления. Каким образом: при достижении восемнадцатилетнего возраста у молодого человека (девушки) появляется возможность приобретать алкоголь в силу закона. Но я считаю, что, приобретая алкоголь, человек не понимает всю его опасность. У нас ни в каком документе, ни в интернете, ни по телевизору — нет системной позиции, что алкоголь является ядом, что он опасен, и никто не знает, по большому счету, какие будут заболевания, какие последствия, например, от чрезмерного употребления алкоголя. Поэтому я оформил это в виде законопроекта. Если ребенок, достигший восемнадцатилетнего возраста, захочет приобретать алкоголь, он идет к врачу-наркологу. Врач скажет: «Будешь пить водку, у тебя откажут почки, печень, разрушатся поджелудочная, сосуды и сердце». Нужно жестко пропагандировать, что алкоголь – это яд. Чтобы когда ребенок приходил в магазин, у него уже был страх и ужас от этих бутылок.
И второе – растет количество потребления алкоголя среди несовершеннолетних. Такое обследование позволит уже на ранней стадии выявлять людей, которые уже в 18 лет имеют либо зависимость, либо тягу к алкоголю.
Я предлагаю внедрять это с 1 января 2026 года, чтобы за год мы проработали эту мощную, жесткую пропаганду отрицания употребления алкоголя.
– Алкогольное лобби в Думе уже выступило против вашего закона?
– То, что алкогольное лобби в Думе есть, я в этом не сомневаюсь. Но ко мне ни претензий, ни предложений смягчить законопроект или не вносить, не поступало. Они в проигрышной позиции с точки зрения законодательства, но, безусловно, у него колоссальные ресурсы. И остальные законы у нас такие либеральные – чтобы мы ни запрещали, они пока все равно на коне. Но мы не отчаиваемся и продолжаем свою борьбу.