Заявление сделано с оговорками: «если будет механизм, который обеспечит объективность» такого экзамена. Горячие головы все-таки углядели в этой фразе долгожданную возможность сдавать ЕГЭ «в своей школе». Это один из наиболее частых запросов от школьников и их родителей. Своего рода фата-моргана среднего образования, которую некоторые все же пытались воплотить в жизнь. Еще в 2021 году — начиная с детского (на тот момент) омбудсмена Анны Кузнецовой до депутата ГД Геннадия Онищенко и профсоюза учителей.
После ряда скандалов с аутистами и другими детьми с ОВЗ, которые раньше тоже писали экзамены на ППЭ (пункт проведения экзаменов) и, приходя в чужие стены, впадали в ступор или выдавали приступы, государственный выпускной экзамен начали сдавать в своей школе. По сути это тот же самый Госэкзамен, но на щадящих условиях. У подростков-льготников больше часов на подготовку минус один доппредмет (ОГЭ). Но чтобы получить право на сдачу ГВЭ, необходимо пройти психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и взять справку. Еще Госэкзамен в своих учебных заведениях сдают выпускники в детских исправительных колониях, воспитанники школ и интернатов закрытого типа.
О том, почему нельзя всем сдавать ЕГЭ и ОГЭ в пределах своей альма-матер, много раз говорил глава Рособрнадзора. Во-первых, «свои» учителя часто помогали выпускникам, особенно в республиках. Во-вторых, соблюдение полного регламента ЕГЭ сейчас не под силу обыкновенной школе. В правилах проведения — толстенном фолианте, перед которым бледнеют средневековые мартирологи, — прописано все. От процедуры проверки и настройки рамок металлоискателя на входе, требований к чоповцам в охране здания до расширения файлов для документов в принтере, который будет распечатывать задания.
Кроме прочего, современный ППЭ буквально напичкан аппаратурой. Например, компьютерами, чтобы сдавать на них информатику, и серьезными машинами в аудитории, куда по закрытому каналу в зашифрованном виде передаются экзаменационные задания. Еще принтерами, аудиовизуальной аппаратурой для сдачи части «говорения» в языковых экзаменах, камерами слежения с элементами ИИ... Сложно представить такую машинерию в обычной сельской или региональной школе. Поэтому у нас на 40 тысяч школ только 7,5 тысячи пунктов проведения экзаменов.
В нулевых, когда строгие меры только вводились, на экзаменах хватало любителей списать и узнать что-нибудь про контрольно-измерительные материалы заранее. «Сливы» тех лет официально не подтверждены. Зато сегодня ведомства рапортуют: не было никаких утечек заданий ЕГЭ-ОГЭ с 2014 года. Какие утечки, когда мимо камер и муха не пролетит?! В буквальном смысле: муха однажды, залетев на объектив, чуть не завалила сдачу ЕГЭ по географии и литературе в Башкирии.
— Я была наблюдателем в аудитории, подошла к ученику и поправила одновременно у себя прядь волос, — рассказывает учитель русского языка и литературы из Москвы Галина Суханова. — Камера поставила на мне «метку». Чуть позже в тот же день я подошла к ряду сдающих, и мне девушка бутылку воды хотела отдать, она ей на столе мешалась. Потянувшись, я перекрыла обзор другой камеры. В итоге меня удалили из аудитории, составили протокол о нарушениях и выписали штраф 5 тысяч рублей. Больше я на экзаменах не работаю.
По словам учителей, отчетность на ППЭ особенно «радует». После каждой группы надо заполнить пакет документов, где кроме информации о КИМах (контрольно-измерительные материалы, задания на экзамене) есть отдельный лист для нарушителей, лист для тех выпускников, кто выходил в туалет (каждый выход сопровождается временем и подписью сопровождающего лица). И даже лист комплектности листов для каждого комплекта документов. Любая оплошность в бюрократии, по отзывам педагогов, влечет скандал, нервы и штрафы.
Другой точкой зрения на сдачу ЕГЭ поделилась учитель математики Нина Викторова. Она призывает «не демонизировать», хорошо готовиться и настраиваться именно на экзамен, а не на «рамки, камеры, стресс». Кто твердо знает предмет, тому строгости не помеха.
— А мне совсем не сложно проводить класс и подождать, пока они сдадут и выйдут, — говорит Викторова. — Строгость, которую я бы убрала, — это что детям за 3–4 часа нельзя поесть, даже диабетикам. Никому нельзя встать и размяться. Все-таки это долго очень, жалуются на духоту, жажду, на то, что шея затекла. Не знаю насчет перевода экзаменов в свою школу, но это я бы точно исправила.
— Мне кажется, вряд ли ЕГЭ переведут в родные школы, — считает эксперт в области ЕГЭ и поступления преподаватель Мария Бушуева. — Хотя если министр просто говорил о сдаче по месту фактического проживания, а не по прописке, то это уже и так есть.
Но вся процедура вертится вокруг ППЭ и максимального контроля, когда темы сочинений по литературе, как говорят, отбирает генератор случайных чисел. Их там сейчас более 3200. Поэтому не верится, что процедура вдруг встанет на мирные рельсы. А с секретностью, с правилами, тогда как быть? Если о переводе в свои школы все-таки заговорили, возможно, это сигнал, что будет селективность на ЕГЭ. Как предлагалось, сделать его по желанию или для тех, кто будет поступать в вуз. Или с такими строгостями будут сдавать только русский, а вот остальное у себя в школах…
Но, думаю, если и «ЕГЭ по месту проживания» и означает сдачу в своей школе, то в очень отдаленном будущем. Вероятно, году к 2036.