МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Будут более темными и грязными»: эксперты описали, что ждет торговые центры

«Новых уже строить не станут»

После того как в пандемийное время резко пошло в рост развитие онлайн-торговли и сервисов доставки, эксперты в один голос заговорили об умирании торговых центров. Прошло несколько лет, и не то чтобы ТЦ совсем опустели, но тенденция эта остается. И их количество в 2024 году уменьшилось. Не секрет, что большинство россиян приходит сегодня туда не за покупками, а ради иных целей. Например, встретиться с друзьями, поглазеть на витрины (особенно новогодние) и затем перекусить фастфудом на фудкорте. Эксперты обсудили печальную перспективу ТЦ из-за свалившихся на них в последние годы экономических трудностей.

Фото: Геннадий Черкасов

Как смог убедиться в первые декабрьские дни корреспондент «МК», народу в ТЦ предостаточно. Но. Продавцы одежды и других вещей откровенно зевают. Покупателей у них — единицы, и каждому они радуются как главному гостю в их жизни. Очевидно, что, например, в знаменитый центр торговли в самом сердце столицы народ (как москвичи, так и приезжие) приходит не покупать одежду или кошельки иностранных брендов, а «за атмосферой». Особенно сейчас, в предновогодний период. Пофоткаться возле елочек и других новогодних инсталляций, съесть мороженое и, максимум, купить сувенир или съедобный подарок в гастрономе. А быть может, и перекусить, если средства позволяют, или хотя бы выпить чашечку кофе в таком месте.

В другом известном ТЦ вблизи Киевского вокзала в понедельник в 11.00 посетителей можно было пересчитать по пальцам. Понятно, что рабочий день, но если бы вернуться на лет эдак пять назад, то есть в «допандемию», то россияне сразу вспомнят, сколько там в любое время толпилось народу!

Впрочем, выступавший в пресс-центре Национальной службы новостей вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин заверил, что, несмотря на имеющиеся многочисленные трудности, ТЦ не будут «массово закрываться». Но посетители скоро на себе могут почувствовать всю тяжесть их финансового положения.

«Половина торговых центров у нас закредитованы, и они находятся в зоне риска, — заявил Павел Люлин. — Зона риска — это рост ставки, рост обеспечения кредита. Часть центров может обанкротиться, но вряд ли они закроются. Такого ужаса, что тысячи ТЦ будут закрыты, я даже в своих самых страшных снах не вижу». Тем не менее, по его словам, «ситуация достаточно серьезная, потому что ключевая ставка выросла и, как ожидается, еще больше вырастет в декабре (кто-то говорит, что до 25%), то есть кредиты станут еще дороже».

Но и это еще не все. На ТЦ давит не только кредитное бремя, но и налоговое! Как пояснил эксперт, с каждого метра торговый центр платит в месяц примерно 400 рублей налогов. Если посмотреть арендную ставку — 700–1000 рублей за метр — то, получается, что половина уходит в налоги, еще треть уйдет на содержание кредита. Словом, все меньше денег остается у ТЦ на безопасность, уборку... «Это печально. Часть торговых центров может уйти банкам и перестать развиваться, они станут более темными, более грязными, меньше будет арендаторов, но вряд ли они закроются», — обрисовал безрадостную судьбу торговых площадок Люлин. Кроме того, он спрогнозировал дальнейший рост арендной платы, а значит, и стоимости товаров, продающихся там. И это в дополнение к тому, что из-за курса валют и так растут «финальные ценники» на товары, закупаемые за рубежом...

Добавьте сюда еще возросшую конкуренцию со стороны онлайн-торговли! Сейчас у арендаторов и арендодателей одна надежда: уж перед Новым-то годом люди должны потянуться в ТЦ за подарками... Да, потянутся — те, кто не купит их на маркетплейсах. Конкурировать с ними офлайн-рознице становится все тяжелее.

Онлайн-продажи позволяют избежать контактирования с крупными магазинами, поэтому эпоха гипермаркетов заканчивается. Фото: Геннадий Черкасов

Эксперт в области развития потребительского рынка и анализа поведения потребителей Михаил Васильев подтвердил, что число посетителей ТЦ за последние годы упало. По сравнению с последним успешным для «живых» торговых центров 2019-м годом — то есть перед пандемией — в 2024 году количество визитеров в центры уменьшилось на 23%. И это даже несмотря на открывшиеся новые магазины на местах ушедших западных брендов.  

Председатель Комитета по торговле «Союзлегпрома» Александр Перемятов, в свою очередь, поведал о смерти «классической черной пятницы»: в офлайне ее в России больше не существует, идет огромный прирост акций у игроков в онлайне. «Вчера смотрел обзоры ТЦ Екатеринбурга, Москвы — пустые торговые центры, трафика нет, — сообщил он. — То есть трафик классический, нет повышения — как будто это обычный день. Одновременно с этим мы видим очень существенный у некоторых игроков прирост подобных акций в онлайне, у некоторых это измеряется десятками процентов».

Он подтвердил мрачный прогноз своих коллег, признав, что «в краткосрочной перспективе 2025 год будет очень тяжелым для торговых центров». Помимо высокой ключевой ставки нужно учитывать и изменения в налоговом законодательстве. «Все эти факторы говорят о том, что часть ретейлеров будет оптимизировать свои магазины, площади, а торговым центрам необходимо также выживать, пытаться повышать ставки и так далее», — подытожил эксперт.

Корреспондент «МК» попросил предсказать судьбу ТЦ известного экономиста.

— Экономическая ситуация в мире и нашей стране, онлайн-продажи и другие продажи, которые позволяют избежать контактирования с крупными магазинами, по всей видимости, приведут к тому, что эпоха гипермаркетов и крупных торговых центров закончится, — считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Это нормальная ситуация. Жизнь меняется, люди перестраиваются. На первый план выходят «магазины у дома», магазины-онлайн.

И все же, по его мнению, торговые центры не умрут. Но для выживаемости им нужно приспосабливаться к новым реалиям, менять ориентацию. Что они уже и делают. Им нужно и дальше создавать и, к примеру, коворкинги (деловое пространство), и увеличивать площади под развлечения и фудкорты... Потому что нынешнее поколение, в отличие от предыдущих, уже не закупается как их бабушки, дедушки и даже мамы с папами огромными тележками «на всякий случай» — про запас, в наше время таких людей становится все меньше.

— Если торговый центр стоит один в радиусе 5 километров, ну, тогда пусть и стоит, а ставить рядом несколько ТЦ совершенно бесполезно, они будут нерентабельны, — резюмировал экономист. — Из-за нынешней ситуации с ключевой ставкой торговым центрам не стоит делать каких-то резких шагов. Думаю, что те, которые существуют, останутся, но новых крупных торговых центров уже строить не будут.

Впрочем, отметим, что в Москве и других городах с высокой платежеспособностью населения ситуация с рентабельностью ТЦ все же получше. К тому же гости столицы из других регионов и иностранные туристы добавляют им посещаемости. И уж деньги за сувениры и рестораны точно там оставят. Хоть так...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах