Обращение Елены Жамгарян наделало много шума в Карелии: «Молчать нет сил. Недавно звонят из налоговой и напоминают: не забудьте налоги заплатить до 1 декабря. За свет – плати, за воду - плати! А кто мне компенсирует убытки? У меня 5 детей, но это полбеды. Мы с детьми и при костре можем посидеть, и со свечкой. А что делать со скотиной? Свечку ей поставить? Как доить, кормить? Давайте я в администрацию всех пригоню и посмотрю, как вы это будете делать. Причепурились, прически навели и нам рассказываете про ЧС. Хорошо тем, у кого тепло и сухо. А нам тут сыро и темно. Так жить невозможно! Подумайте о народе, который вас кормит!».
Елена Жамгарян не только мать пятерых детей, но и заслуженный фермер. В 2017 году ее подворье признали лучшим в республике. Женщина получила награду за высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд.
- Я не ожидала, что мой пост вызовет бурную реакцию, - удивляется Елена. – Обращение дошло до главы республики. Местные чиновники зашевелились. На шестые сутки наконец-то дали свет. До этого отмахивались, мол, у вас маленький поселок, ну и сидите. Оказывается, у нас надо быть блогером, чтобы чего-то добиться.
Елена объясняет, что если человек может прожить со свечкой и газом, то для животных темнота – это как конец света.
- Когда темно, коровы и козы сбрасывают молоко: если обычно дают по 3 литра, то без света – не больше одного. У них нарушается режим, не понимают, то ли день, то ли ночь. Летом они пасутся на пастбище, а зимой стоят в замкнутом пространстве, не выносят морозов. В темноте, у них начинают болеть глаза. Приходилось насильно выталкивать их на улицу. Когда вышли на двор, долго моргали глазами. Теперь ждем, когда удои восстановятся.
По словам собеседницы, хуже всего отсутствие электроснабжения переживали куры: «У них без света опухают глаза, они засыпают и умирают. Мы устанавливали им небольшой ручной аккумуляторный фонарик, но не помогло. У меня дочь учится на ветеринара, сейчас выхаживает выживших кур: натирает их тетрациклином, дает витамины, чтобы у них восстановилось зрение».
У свиней тоже пострадали глаза и отнялись ноги: «Эти животные боятся темноты, на улицу в мороз их нереально вытолкать даже физически. Мой хряк весит 300 кг. Так и пролежал все эти дни. Теперь дочь делает ему массаж ноги, чтобы он поднялся. Ему требуется реабилитация, принимает лекарства».
- На самом деле ЧС у нас давно не заканчивается, - продолжает Жамгарян. - Прошлый Новый год три дня сидели без света, встречали праздник при свечах. Я приготовить ничего не могла, ведь вся бытовая техника работает от электричества.
Елена вспоминает, что как-то весь район отключили от электроснабжения на двое суток: «Никакого ЧС не объявляли, хотя магазины и заправки не работали. Мы бензин возили из Приозерска, а это 78 км от нас. В этом году ситуация стала хуже, по 5-6 суток люди сидели без электричества. Помимо света отключают и воду. Это стало нормой жизни. На нас давно махнули рукой».
- Как люди живут без электричества?
- Первые двое суток мы пытаемся не открывать холодильники и морозилки, чтобы сохранить продукты. В этот раз у меня пропали две морозилки мяса, отдала собакам. Магазины терпят убытки, их товар пропадает, а обещанные генераторы им не привозят. Не работают ФАПы, им тоже никто не предоставляет генераторы. Местным жителям советовали вызывать скорую. А у нас одна машина на весь район.
Елена добавляет, что с медициной и без ЧС беда: «Раньше была больница с хирургическим и детским отделением, родовой палатой. Теперь ничего нет. Сидят три врача, ничего сделать не могут. У меня дочка-инвалид. За медпомощью мы ездим в Приозерск или Санкт-Петербург. Младшая как-то упала с качелей, сломала руку. Был выходной. В скорой мне сказали, ждать понедельника. Поехали в Приозерск, где дочери сделали рентген и наложили гипс».
Собеседница вспомнила про проблемы с водой: «В прошлом году в одном месте сломался насос, народ под Новый год неделю сидел без воды. Подвоз воды организовали только когда жители начали писать президенту. Не знаю, что случилось, но наш район – гиблое место. Люди бегут отсюда. У меня пять детей, все настаивают уезжать. Да и многие стараются своих детей выпнуть отсюда».
- Что говорят местные власти?
- Отмалчиваются. Нет электричества - виновата погода. Нет воды - прорыв на карьерах.
- Тем не менее Карелия является популярным туристическим направлением.
- У меня многие знакомые посещают регион, особенно летом. Но туристы приезжают на неделю, а мы здесь живем годами. И когда начинаешь рассказывать, люди хватаются за голову. В прошлом году знакомые приехали на Новый год. Сняли номер на турбазе в Лахденпохье. Так у них свет отключили. Туристы всю ночь топили камин, чтобы согреться. Когда дрова закончились, они уехали.
- Куда вы поедете с таким хозяйством?
- Мы купили большою машину, чтобы всех животных вывезти. У меня ведь прабабушки, бабушки, родители были фермерами. Всегда говорили: дети должны знать, как растет картошка, как заготавливать сено, корову доить. Я своих всему научила. Скажу так: летом здесь жить еще можно. Даже если электричество отключат, можно на костре еду приготовить. Страшно, когда морозы, у нас температура опускается до 40 градусов. Мы уже заранее готовимся к очередному ЧС. Печку в сарай притащили, сын собрался дежурить ночами, топить ее. В этот раз много людей жаловались, что у них бойлеры сгорели. А потом утерлись, купили новые и дальше сидят.