— Простите, у нас осень уже закончилась. Попробуйте что-нибудь из зимнего меню!
Такими словами в середине ноября в московских кафе вполне могут развернуть клиента, желающего заказать какой-нибудь тыквенный латте или яблочный пирог. Осень и вправду закончилась, и соответствующий декор с красно-желтыми листьями повсюду меняют на новогодний. То же самое происходит в магазинах – в середине ноября их уже заполняют елочные игрушки, украшения для дома и прочая новогодняя атрибутика. Хотя до праздника еще больше полутора месяцев – и велик риск, что людям успеют надоесть и елки, и песенки про Деда Мороза, и мандарины. Так обычно и происходит. Парадокс: новогоднее настроение будто бы витает в воздухе, но при этом люди жалуются, что его совсем нет. Почему это происходит?
— Мы имеем дело с банальным выгоранием, точнее, даже перегоранием, — объясняет в беседе с корреспондентом «МК» практикующий психолог Анастасия Александрова. — С каждым годом все больше людей жалуются, что у них, мол, «нет новогоднего настроения», и в то же время предприниматели все раньше и раньше начинают это настроение создавать. Ну и что получается? В середине ноября люди пройдутся по магазинам, может, даже купят что-то новогоднее, а к концу декабря всё это примелькается и надоест. Напомню, что привычка формируется за 21 день. Соответственно, если новогоднее оформление мелькает перед глазами полтора месяца, то есть почти 45 дей, оно становится привычным. И никакого настроения, конечно, не будет. Мне кажется, оптимально начинать предвкушать праздник за 10-14 дней.
Психолог добавила, что 10-14 дней как раз достаточно, чтобы придумать и реализовать свои собственные, личные или семейные праздничные ритуалы — например, успеть купить новую елочную игрушку, украсить комнату или хотя бы устроить генеральную уборку и выбросить все старое и ненужное. Если в семье есть дети, эти ритуалы еще важнее — не секрет, что многие взрослые признаются: они начинают вновь ощущать будто утраченное новогоднее настроение, когда становятся родителями и сталкиваются с необходимостью создать праздник.
Еще один аспект, который нельзя сбрасывать со счетов — финансовый. Не секрет, что слишком раннее начало новогодних продаж придумано именно для того, чтобы заставить потребителя купить и потратить побольше. В этом и ловушка для тех, у кого не бездонный кошелек (то есть почти для всех).
— В ноябре срабатывает эффект новизны, и люди радостно кидаются покупать новогодние вещи. Неважно, одежду, предметы декора или какие-нибудь сувенирные носки и трусы с изображением символа года, — продолжает психолог Александрова. — Тратят деньги. К концу декабря эти купленные вещи уже примелькались, не радуют, а деньги потрачены. И, соответственно, в конце декабря на праздничный шопинг и за подарками идти буквально не с чем. Из-за этого настроение тоже портится, и возникает раздражение: мол, какой праздник, о чем вы, денег нет, а на эти носки с драконами или обезьянками даже смотреть уже не хочется!
Специалист порекомендовала держать себя в руках – в прямом и переносном смысле – и усилием воли посадить себя на импровизированную праздничную диету.
— Пообещайте себе, что не будете покупать ничего новогоднего, скажем, до 15 декабря. Просто проходите мимо украшенных витрин, игнорируйте рассылки интернет-магазинов, не украшайте квартиру. Ничего. Не поддавайтесь рекламе – нет, украшения не раскупят, и попробовать какое-нибудь особенное рождественское какао вы успеете. И понаблюдайте за собой: может быть, к концу декабря и деньги будут целы, и настроение появится. Иногда полезно себя подразнить, — резюмирует психолог.