Термин «технологический суверенитет» родился не вчера. В мировой практике это один из критериев национальной безопасности на государственном уровне. Страны, которые обеспечили собственный технологический суверенитет и теперь доминируют на международной арене, диктуют свои требования другим. Тем, кто по тем или иным причинам не сумел освоить критически важные технологии — в сферах IT, энергетики, авиационной промышленности и в других направлениях.
К счастью, мы осознали необходимость навести порядок в технологической сфере. Поняли, что нужно снизить зависимость от иностранных поставщиков в стратегических отраслях. Чтобы обеспечить технологическое развитие страны, государство готово оказать поддержку инновационным проектам. Один из действенных шагов — таксономия технологического суверенитета, которую накануне расширило правительство РФ. Это перечень отраслей и проектов, признанных приоритетными.
Если проект соответствует таксономии и попадает в реестр, он сможет привлекать кредиты банков по более доступным процентным ставкам. Сейчас в реестре 21 критическая технология и еще 7 так называемых сквозных технологий.
Внушительный список отраслей в таксономии приведён не случайно. По оценке экспертов, ведущие позиции в мире будет занимать страна, которая накопит больше 25 передовых технологий. К слову, в настоящее время у США эксперты выделяют порядка 20 критических технологий, затем идут Япония (15), Китай (10–12) и Россия (5–6). Думаю, цифры нашей страны недооценены и скоро их надо будет пересматривать.
Один из двух крупных блоков российского реестра — инфраструктурные проекты. Это в том числе развитие судостроительной промышленности и морских портов. Именно они позволят стране раскрыть потенциал Арктической зоны. В этом же блоке строительство железных дорог — сейчас идёт переориентация транспортных потоков с Севера и Запада на Юг и Восток. Здесь же газотранспортная инфраструктура, развитие сети газопроводов в Китай и другие страны Азии, создание индустриальных и технологических парков.
Второй важный блок в таксономии — услуги. Сюда входят инженерно-технические проектные работы, научно-технические испытания в IT-сфере, создание коммуникационного и компьютерного оборудования, электронных интегральных схем. У Советского Союза было очень много наработок в этой области, но большинство из них было уничтожено в 90-е годы. Теперь предстоит не только возродить утраченный потенциал, но и динамично идти вперед.
С учётом того, что ресурсы ограничены, каждое направление и общий перечень отраслей и технологий тщательно выверяют: в нефтегазовой отрасли — Минэнерго, в машиностроении, судостроении и других отраслях — Минпромторг и др. Особую роль играет госкорпорация ВЭБ.РФ. Она не только даёт экспертную оценку проектам, но и может оказать им поддержку через собственные льготные механизмы.
Пока что жёсткая денежно-кредитная политика ЦБ не отразилась на динамике роста числа проектов, включённых в таксономию и получающих льготное финансирование. В прошлом году одобренных проектов было 11, сейчас — 27 (семь проектов получают финансирование от ВЭБа). Общая стоимость проектов уже превысила 977 млрд руб.
Механизм таксономии рабочий, и правительство прикладывает достаточно усилий для того, чтобы он был эффективным. Уверен, инвесторы понимают, что высокие ставки не навсегда. А с учётом участия ВЭБ.РФ и распределения рисков вложения в проекты технологического суверенитета в среднесрочной и долгосрочной перспективе они могут быть весьма интересными.
Есть ещё один важный аспект. Технологический суверенитет — вопрос национальной безопасности. Поддержка прорывных проектов и научных исследований, активное внедрение передовых технологий и поддержка спроса на них внутри страны — общее дело. И здесь нужно особо отметить ту категорию предпринимателей, которые в тяжёлые для страны 90-е годы были настоящими патриотами и вкладывали свои силы и средства в стратегически важные отрасли. Сейчас тоже непростые времена, как сказал президент России на недавнем заседании дискуссионного клуба «Валдай», — «период критических изменений». Это, конечно, не только и не столько о политических процессах, но и об экономике и, в частности, о технологическом суверенитете.