С момента своего образования больница занимается подготовкой медицинских кадров для своего региона, являясь клинической базой для Медицинского института Петрозаводского университета и медицинского колледжа в городе. Для ее руководства организация и проведение стажировок для врачей из других лечебных учреждений и студентов — обычная, штатная ситуация. «Теперь мы смогли поделиться с педагогами из других регионов своим опытом, как работать со студентами-медиками, что им нужно давать в плане практической медицины, — рассказывает главный врач больницы Наталья Алонцева. — Мы прекрасно понимаем, что владение теоретическими знаниями — это хорошо, но умение применять их на практике имеет гораздо более важное значение для будущих медицинских работников среднего звена».
С работой больницы скорой помощи познакомились две группы педагогов медколледжей — из Мурманской области, с Урала, из Пензенской и Псковской областей и других российских регионов.
Сегодня скорая помощь в России выходит на новый высокий уровень оказания медуслуг населению.
Начать с того, что в лучших в стране медорганизациях такого профиля прием больных устроен таким образом, что нет очередей. Всех принимают и распределяют по нужным отделениям достаточно быстро, оперативно проведя перед этим все необходимые исследования поступившему больному. На приемный покой, самое напряженное в плане работы медперсонала место в больницах скорой помощи «брошено» достаточное количество квалифицированных медицинских специалистов. Больных встречают именно медработники среднего звена. И от их квалификации и уровня подготовки очень часто зависит жизнь человека. Медперсонал в приемных покоях, как правило, доброжелательный и чуткий. Все это — высокий уровень современной медицины в России!
Педагоги медколледжей, приехавшие на стажировку в Республиканскую больницу скорой и экстренной медицинской помощи, увидели, как выстроены маршрутизация и прием пациентов в приемном покое, как медсестры работают в процедурных кабинетах и перевязочной. Они даже побывали на операциях.
Особенно их впечатлил современный, большой и просторный приемный покой. Через него ежедневно госпитализируются по экстренным показаниям 150 человек — пациентов разной степени тяжести, начиная от тех, кто самостоятельно приходит за медпомощью, и заканчивая крайне тяжелыми, находящимися в бессознательном состоянии.
Поступившему больному в срочном порядке проводят все основные исследования с помощью высокотехнологичного оборудования — ЭКГ, УЗИ, рентгенография, КТ (компьютерная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография), а также берут необходимые анализы. В зависимости от степени тяжести состояния, даже если человек сам может передвигаться, его все равно усаживают в кресло-каталку и перемещают в кабинеты для всех исследований исключительно на кресле. После того как все анализы и исследования готовы, к больному приходят уже врачи и определяют, куда, в какое отделение его направить в случае необходимости госпитализации. Самых тяжелых оперативно помещают в противошоковую палату или экстренную операционную.
— Было очень интересно увидеть, как организована работа в этой больнице «скорой», и сравнить с работой больниц в нашем Пермской крае, — поделилась с корреспондентом «МК» один из стажеров — преподаватель предмета «Здоровый человек и его окружение» из ГБПОУ «Пермский базовый медицинский колледж» Ульяна Черноусова. — Меня, да и всех остальных стажеров, особенно впечатлило, как организована у них медицинская «сортировка» пациентов. На этапе регистрации все поступившие пациенты делятся на три потока — в зависимости от важности первоочередности оказания помощи, и далее их отправляют по коридору соответствующего цвета (зеленый, желтый и красный). И, что самое удобное, эти потоки не перемешиваются, благодаря чему пациентам очень быстро, без всяких проволочек и волокиты оказывается квалифицированная медицинская помощь.
Ульяна Черноусова рассказала «МК», что в свое время получила среднее медобразование по специальности «Лечебное дело» в том же колледже, где и преподает, а сейчас является студенткой Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета заочного отделения естественно-научного факультета.
—Теми знаниями, которые получила во время стажировки в этой больнице, я теперь делюсь со своими студентами, — говорит она. — Ну и еще она была полезна тем, что у меня появились новые контакты и связи в медицинском сообществе, а это тоже очень ценно для преподавателя, так как всегда теперь можно проконсультироваться по тому или иному вопросу с более опытными коллегами.
Другой стажер — преподаватель экстренной и неотложной медицинской помощи ГБПОУ «Пермский базовый медицинский колледж» Александр Рогожников — рассказал «МК», что ему было интересно посмотреть, как организованы рабочие места среднего медперсонала, а также очень ценным для себя он назвал рассказы его коллег — врачей больницы, имеющих ученые степени. «Было интересно увидеть сортировку больных в приемном покое, обязательно расскажу о ней своим ребятам», — сказал он.
Как выяснил «МК», в большинстве своем педагоги, преподающие студентам-медикам, сами имеют медицинское образование, среднее или высшее. Но вот, например, в состав делегации стажеров, прибывших в больницу «скорой» в Петрозаводск, входили также и преподаватели английского языка, и математики… Всем им было чему поучиться в ходе стажировки, для каждого нашлось что-то важное для его предмета, чем он мог дополнить свои программы обучения. Например, преподавателям, связанным с фармацевтическим направлением, показали, как организовано поступление в больницу лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, начиная от их закупки и заканчивая непосредственно передачей их больному.
— Так в чем же ценность таких стажировок для повышения качества подготовки будущего медперсонала? — задаю напоследок вопрос главврачу больницы.
— Сегодня, к сожалению, есть такая тенденция — молодые люди, окончив медицинский институт или медицинский колледж и получив только теоретические знания, пусть и блестящие, часто сразу идут преподавателями в медицинский колледж, даже и не узнав, как организована работа в больницах, поликлиниках, — ответила Наталья Алонцева. — Но студентов надо обучать не только практическим навыкам их будущей работы и передавать им знания, которые им необходимы, но и учить их добру и внимательному отношению к пациентам; объяснять, как обращаться с людьми, которые зачастую испытывают боль, находятся в тяжелом состоянии. А для этого нужно самому поработать с больными. Такие вещи преподаватели не смогут донести до учащихся, если будут находиться только в учебной комнате, а ведь это главное в профессии медика.
Фото из архива медучреждения