От Пушкина до наших дней
Группа педагогов из Сокольского лесопромышленного политехнического техникума приехала на стажировку на Полотняно-заводской бумажной мануфактуре в Калужской области.
– Производственный коллектив встретил наших преподавателей очень радушно, создал все условия для изучения технологии производства и организации ремонтной службы, – рассказали в техникуме.
Если ты работаешь в лесной отрасли, необходимо знать ее истоки, и с ними педагогов, конечно же, познакомили. Сейчас – когда страна взяла курс на независимость от зарубежных технологий и поставщиков и на изготовление собственной продукции, – знать историю бумажного производства, которое имеет такие глубокие корни и такой большой потенциал, особенно важно. Посетив музей мануфактуры, преподаватели узнали, что она была основана в 1718 году по приказу Петра I для производства парусины. Парусно-полотняный завод был собственностью семейства Гончаровых – той самой династии, к которой принадлежала жена Пушкина.. На основе завода в 1720 году была создана бумажная фабрика. Правда, в те времена производство бумаги в России было второстепенным, и только после появления паровых двигателей и упразднения парусного флота оно стало на мануфактуре основным. В наши же дни поселок Полотняный Завод – это достаточно крупный промышленный центр.
На примере истории мануфактуры педагоги наглядно увидели, как развивалось бумажное дело в нашей стране.
И пакеты, и картон
Заместитель главного механика мануфактуры Сергей Цыганков познакомил преподавателей с технологическим процессом производства бумаги из макулатуры. Они последовательно прошли по всем цехам – начиная от склада макулатуры и загрузки ее в производство и заканчивая отгрузкой готовой продукции. Стажеры своими глазами уведили многообразие выпускаемой продукции. Кроме бумажных беловых изделий (писчей бумаги, тетрадей, блокнотов, альбомной бумаги), здесь изготавливают еще и тарный картон, и гофропродукцию, и бумажные пакеты. Важной частью программы стажировки было знакомство с новым цифровым оборудованием, внедряемом на предприятии. Именно на нем предстоит работать будущим выпускникам колледжа. И педагогам важно освоить и передать полезные знания своим студентам.
Так, например, технологические процессы и работу отдельных узлов оборудования теперь моделируют на компьютере, активно применяют лазерное сканирование. На предприятии работают машины не только с дистанционным управлением, но даже полностью автономные, а также есть флексографическая печатная машина – оборудование, которое наносит графику или текст на пленку, бумагу, картон.
Для молодых специалистов на мануфактуре организована система наставничества, и с ней педагогов техникума тоже познакомили: когда их студенты выпустятся и придут работать на предприятие, им окажут всестороннюю помощь и поддержку. К примеру, слесари-ремонтники проходят обучение на рабочем месте по программе повышения квалификации «Практическая механика».
– Преподаватели нашего техникума при участии работников предприятия также выполняли практические работы, – рассказали в образовательном учреждении. – Квалифицированные специалисты проинструктировали их на предмет техники безопасности, подробно объясняли технологию выполнения рабочих операций. Им выдали все необходимые инструменты и оснастку. Благодаря точным указаниям своих наставников все практические работы преподаватели выполнили правильно, что порадовало и самих стажеров, и их наставников.
Преподаватель профессиональных дисциплин Сокольского лесопромышленного политехнического техникума Ольга Статыгина говорит, что ей и коллегам очень повезло попасть на такое предприятие.
– Мы получили возможность сопоставить требования современного производства с нашими учебными программами по нескольким специальностям. Сравнения эти показали, насколько значимы учебные дисциплины и модули, подтвердили необходимость скорректировать наши учебные планы и практическую подготовку обучающихся, – делится она. – Также мы увидели, насколько сейчас востребованы грамотные специалисты на производстве. Не прошли даром и культурно-просветительские экскурсии на исторические объекты – они еще раз доказывают неразрывную связь поколений. После таких мероприятий наполняешься энергией для дальнейшей работы, возникает потребность самим совершенствоваться. Мы с коллегами переполнены полезными знаниями и позитивными эмоциями от стажировки.
Растительный пергамент выпускают только здесь
Еще одной стажировочной площадкой стала Троицкая бумажная фабрика, также расположенная в Калужской области. Семь педагогов Сокольского лесопромышленного политехнического техникума стажировались здесь по программе «Практические навыки работы на современном оборудовании предприятий реального сектора экономики с последующей интеграцией в образовательные программы учреждений СПО».
В первый день стажерам провели экскурсию по предприятию, продемонстрировали технологические циклы производства бумаги. Преподаватели из Сокольска встретились со специалистами бумажно-пергаментного производства, электротехнической службы, энергослужбы. В период стажировки они познакомились с единственным в России предприятием, выпускающим растительный пергамент – универсальную упаковку для жировлагосодержащих продуктов, – а также другие высококачественные упаковочные материалы из бумаги, которые используются в пищевой, медицинской, текстильной, мебельной промышленности.
– Главной целью стажировки было повысить квалификацию в области производственных навыков на современном оборудовании, а также обменяться опытом, – рассказали на фабрике. – Стажеров разделили по специализациям, и каждый изучал свою нишу. Преподаватели увидели технологию производства бумаги и изучили профессии, которые участвуют во всем цикле выпуска продукции. Это размольщики, накатчики бумагоделательных машин, сушильщики бумагоделательных и пергаментных машин, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари-ремонтники, слесари КИПиА.
Перед стажировкой все педагоги прошли инструкцию техники безопасности, всем стажерам выдали спецодежду и средства индивидуальной защиты, выделили специальный теоретический класс.
Стажеры узнали, как организованы все производственные процессы на фабрике, им рассказали о технологии и внедрении «бережливого производства». Все приобретенные навыки и умения позволят им в дальнейшем более эффективно готовить студентов.
– Эти навыки они подтвердили на демонстрационном экзамене, который проходил на площадках бумажно-пергаментного производства, электротехнической службы, а также в помещении котельной, – рассказали на предприятии. – Все слушатели успешно его сдали.
«Город бумажников» получит ценные знания
Преподаватели из Сокольска отметили важность пройденной стажировки, ведь чтобы организовать качественный процесс обучения для студентов, нужно самому четко понимать запрос отрасли и предприятий, важно постоянно получать и обновлять практические знания и навыки, что позволит как можно глубже погружать студентов в реальную ситуацию в отрасли.
– Такая стажировка полезна и для промышленности в общем, – добавляют на Троицкой бумажной фабрике, – ведь преподаватели изучили новые требования, новые форматы работы, выпуска продукции. Они увидели, сотрудников с какими знаниями хотят видеть работодатели и какие знания сами они могут преподнести. Возможно, кто-то из студентов потом захочет у нас поработать.
– Для нас это был дополнительный опыт общения с коллегами, – добавляет директор по персоналу Троицкой бумажной фабрики Юлия Левченко. – Мы готовы стажировать, обучать, развивать. Для молодых специалистов у нас созданы все условия, мы с удовольствием их принимаем.
Преподаватель общеобразовательных дисциплин Сокольского техникума Татьяна Михалкина рассказывает, что это был ее первый опыт прохождения стажировки в таком формате.
– Я получила лично для себя новые знания, расширила кругозор и, конечно, постараюсь использовать то, что узнала, непосредственно в своей работе, адаптировать учебные программы непосредственно под вопросы производства, тем более наш Сокольск называют «город бумажников». Наш техникум готовит кадры конкретно вот под это предприятие. Так что польза, безусловно, есть.
– Нам очень хорошо и подробно рассказали про работу оборудования и, соответственно, с акцентом на те практические навыки, которые мы должны непосредственно преподать собственным студентам, – говорит педагог этого же техникума Ольга Беликова. – Нам показали разный уровень работы – в том числе в авральном режиме. Пояснили, какое оборудование работает, какие характеристики, какие этапы занимает данный участок технологического процесса. Педагоги Сокольского лесопромышленного политехнического техникума проходили стажировку и в Архангельской области. Они изучали особенности производства на территории филиала АО «Группа ИЛИМ» в городе Коряжме. Основной вид продукции этого предприятия – бумага для печати, и здесь преподаватели также смогли увидеть весь процесс ее производства.
Фото из архива Сокольского лесопромышленного политехнического техникума