Программа «Профессионалитет», запущенная как новый мощный «мотор» по подготовке нужных для страны рабочих кадров на базе колледжей, играет здесь ключевую роль. Одно из главных новшеств программы последних трех лет – стажировки преподавателей, методистов и мастеров производственного обучения на реальных предприятиях. Так и педагоги погружаются в новые технологии, и программы обучения становятся более актуальными и современными, и главное – это новая возможность любому усердному студенту найти работу не просто «по душе», а высокооплачиваемое востребованное место у станка с нужными компетенциями и навыками.
Стажировка в Центре подготовки кадров Татнефть
Стажировка в Центре подготовки кадров Татнефть — это неделя полного погружения в реальный мир топливной отрасли. Здесь всё устроено так, чтобы каждый преподаватель смог попробовать себя в роли инженера, технаря и оператора высокотехнологичного оборудования. В этом году в Татарстан прибыли 34 педагога из ведущих колледжей России, включая Раменский, Электростальский и Серпуховский колледжи. Их ждали занятия в 29 учебных классах, 15 препараторских, 9 лабораториях и 9 мастерских центра.
«Когда я вошел в цех с буровыми тренажерами, почувствовал себя как студент, — делится Сергей, преподаватель Раменского колледжа. — Мы с коллегами учились управлять оборудованием, наблюдали, как инженеры работают со скважинами, и в какой-то момент я подумал, что так же захвачен процессом, как в свои первые годы в профессии. Удивительно, как такие стажировки возвращают интерес и дают понимание, что нужно обновить в учебной программе».
Практика на «Фабрике процессов» Татнефти
Для преподавателей организовали занятия на «Фабрике процессов» — учебной площадке, имитирующей реальные производственные линии. Участники стажировки работали с инструментами и моделями оборудования, используемого в бурении и добыче нефти. По словам директора Центра Евгения Титанова, такие программы позволяют педагогам «перенести реальный производственный опыт в классы и сократить разрыв между производством и образованием».
«Наши ребята должны учиться на реальных примерах, — отмечает Олеся Козицына из Челябинского энергетического колледжа. — Когда видишь, как быстро меняются технологии и что требуется от современных специалистов, понимаешь, насколько важно внедрять новые элементы в программы колледжей».
Тренировки на симуляторах и освоение цифровых технологий
Центр подготовки кадров Татнефть предлагает уникальные возможности — здесь есть компьютеризированные тренажеры-имитаторы, чтобы понять, как проходят операции капитального ремонта скважин, дуговой сварки и диагностики систем. Для многих преподавателей это был первый опыт работы с таким оборудованием.
«Занятия на симуляторах — это не просто обучение. Мы видели реальный процесс, как если бы работали в полевых условиях», — делится впечатлениями преподаватель Политехнического колледжа из Челябинска. Такие тренировки позволяют педагогам не только освоить технологии, но и подготовить студентов к реальным задачам, с которыми они столкнутся на производстве.
Стажировка в «Мособлгаз»: на пути к новым компетенциям
В конце августа состоялась ещё одна важная стажировка — 29 преподавателей из Оренбургской и Челябинской областей приехали на производственные площадки «Мособлгаз». Для многих это был первый опыт работы с газовым оборудованием на таком уровне. Стажировка включала в себя ознакомительные экскурсии, практические занятия и демонстрационный экзамен. Программа оказалась настолько насыщенной, что многие преподаватели сразу же решили ввести новые темы в свои учебные программы.
И вновь, как и на площадках ЦПК «Татнефть», база для стажировок подготовлена Институтом развития профессионального образования. А это три разные программы с тремя модулями – один общий, теоретический, и два модуля реальной практики. Конечно, же, практика у каждого своя: кто готовит отладчиков оборудования – видит на стажировке, как с этим работают настоящие мастера производственного дела, кто обучает диагностике систем – учится сам диагностировать по новейшим программам.
«Такие стажировки дают отличную возможность обновить знания и передать их студентам, чтобы они были готовы к будущей работе», — комментирует заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович.
На второй день под руководством кураторов преподаватели отрабатывали навыки безопасного выполнения работ на производственных площадках. Они не только учились работать с оборудованием, но и участвовали в планировании рабочих процессов. «Впервые пришлось думать, как рационально спланировать время и ресурсы, — вспоминает Людмила Мамотенко, преподаватель из Ташлинского политехнического техникума. — Это новый уровень ответственности, и его стоит передать нашим студентам».
Опыт, который меняет подход к обучению
Подобные стажировки меняют не только преподавателей, но и сами учебные программы. По возвращении педагоги активно внедряют новые методы и технологии, добавляют практические занятия и моделируют задачи, с которыми выпускники столкнутся на реальной работе. Программа «Профессионалитет» помогает преподавателям не просто узнавать о новых технологиях, а в полной мере осваивать их, чтобы подготовить студентов к требованиям современного рынка труда.
Фото: «Мособлгаз», ЦПК Татнефть