Как стало известно «МК», приказ Генпрокуратуры почти на 20 страницах детально описывает прокурорский надзор за местами не столь отдаленными. Прокуроры должны проверять СИЗО, колонии и тюрьмы не реже чем один раз в месяц. Акцент делается на том, чтобы такие проверки не были формальными. Согласно документу, прокуроры должны вскрывать любые нарушения закона, реагировать на ситуации, когда к заключенному или уже осужденному применили спецсредства и ограничили его права. Генпрокурор просит учитывать, что ЧП с участием совершивших особо тяжкие деяния против личности, половой неприкосновенности, несовершеннолетнего, теракты, а также преступления, имевшие широкий общественный резонанс, – основание для незамедлительной организации проверочных мероприятий. То же касается ситуаций, когда арестант объявил голодовку: прокурор должен реагировать на это немедленно, причем не по телефону, а именно своим приездом (для того, чтобы полноценно и объективно разобраться на месте в причинах такой акции).
В документе также говорится, что нужно изживать волокиту и бюрократизм.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Бывший следователь по особо важным делам СКР Андрей Гривцов:
– Думаю, появление документа – реакция на последние события в местах содержания заключенных (захваты заложников, побеги). У нас любят реагировать на громкие кейсы словами «усилить», «укрепить» и тп. По факту же речь обычно идет о косметических изменениях, и в дальнейшем практика все возвращает на круги своя.
Могу сказать, что приказы Генерального прокурора, постановления Пленума ВС почти во всех случаях (этот – не исключение) содержат верные слова о законности, правильном прокурорском надзоре и судебном контроле. То есть на бумаге придраться не к чему. Ну не напишут же в приказе: не следите за законностью и ничего не делайте. А вот на практике с законностью в области прав лиц, содержащихся под стражей, все обычно не так радужно, и не во всех случаях прокуроры своевременно пресекают нарушения закона.
Некоторые моменты носят декларативный характер. Например, пункт, где сказано: «Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек». Но я лично ни разу не помню случаев освобождения прокурором. Обычно за сроками следит сам изолятор, который и освобождает.