МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Юлия Снигирь в небесно-голубом образе заговорила от лица Марины Цветаевой

Современный зритель услышит рассказ поэта об отце, создавшем Музей изящных искусств в Москве

Юлия Снигирь, как до нее Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, принимает участие в киноальманахе «Живые Мемории». Он основан на мемуарах известных и почти неизвестных представителей отечественной культуры. Каждая новелла — это новая книга, новый актер и новая авторская анимация.

Юлия Снигирь с Ириной и Михаилом Разумовскими. Фото: Светлана Хохрякова

Инна Чурикова незадолго до своего ухода успела прочитать у микрофона фрагменты воспоминаний от лица младшей дочери и секретаря Льва Толстого Александры Толстой. И это одна из самых значительных ее работ последнего времени. Виктория Исакова выступила от имени второй жены Достоевского Анны Достоевской (Сниткиной). Елизавета Боярская прочитала фрагменты книги «Путь» выпускницы Московского университета Ольги Адамовой-Слиозберг, большая часть жизни которой прошла в сталинских лагерях.

В новом выпуске, тема которого — «Отцы и дети», альманах создается на стыке документального кино, анимации и моноспектакля, и зритель посмотрит на прежнюю русскую жизнь глазами ее очевидцев. В поле зрения авторов цикла Ирины и Михаила Разумовских оказались мемуары художника Василия Перова (его рассказы прочитает Евгений Миронов), кинорежиссера Андрея Тарковского («Мартиролог» прозвучит в исполнении Евгения Ткачука), актрисы и автора книги «Жизнь — сапожок непарный» Тамары Петкевич (ее представит Евгения Симонова), скульптора Сергея Коненкова (приглашен Николай Чиндяйкин), артиста и поэта Александра Вертинского (выбор пал на Максима Матвеева). В проекте задействованы Третьяковская галерея, Театральный музей им. Бахрушина, Пушкинский музей, смоленский Музей скульптуры Сергея Коненкова.

Актеры не играют реальных героев, хотя каждая новелла как моноспектакль. Они выступают от их лица. Юлия Снигирь, которая много снимается, а после роли булгаковской Маргариты стала невероятно популярна и востребована, тем не менее согласилась поучаствовать в негромком, но интересном просветительском проекте.

Мы встретились в импровизированной студии, которую временно оборудовали в Центре режиссуры и драматургии. Юлия одета в небесно-голубой костюм, который выбрала сама. Как потом она скажет, он никак не связан с образом Цветаевой. «Я не думаю, что он ей вообще не подходит, но поскольку я читаю ее детские воспоминания, то мне хотелось чего-то воздушного и легкого, ассоциирующегося с материнской энергией», — объяснила актриса.

В полумраке сцены Юлия сидит у микрофона с книгой автобиографической прозы Марины Цветаевой и читает на камеру фрагменты из ее воспоминаний «Отец и его музей». Иван Цветаев был выдающимся ученым и историком, искусствоведом, создателем и первым директором Музея изящных искусств (нынешним ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Сегодня не так много актрис молодого и среднего поколения, которые умеют читать прозу и стихи так, как это делали их предшественники. Юлия Снигирь этим искусством владеет и лишена пафоса. Она читает сдержанно, но не буднично, акцентируется на интересных подробностях и деталях, находит верную интонацию, и текст в ее изложении воздействует беспроигрышно, эмоционально. Юлия работает практически без дублей, иногда повторяя какие-то фразы, давая режиссеру возможность выбора. Потом ее чтение с листа сопроводят анимационными кадрами. В проекте участвуют в основном молодые режиссеры и художники анимационного кино.

Почему именно Юлия Снигирь читает Цветаеву, а не кого-то еще? Тут, что называется, звезды сошлись.

— Мой интерес к личности Марины Цветаевой удивительным образом совпал с предложением авторов проекта Ирины и Михаила Разумовских, — рассказывает актриса. — Когда меня спросили: «Не хотите ли вы прочитать Цветаеву?», я была поражена. Это было попадание в яблочко. Я с детства зачитываюсь Цветаевой, ее прозой и стихами. «Мой Пушкин» начинается с того, как она открыла для себя Пушкина. И для меня Цветаева была открыта так же. Я взяла книгу из своей домашней библиотеки и, не говоря никому, начала ее читать. У нее много прозы от лица девочки, и я зачитывалась ее детскими воспоминаниями.

Мы живем в поверхностное время и привыкли быстро листать ленту новостей, читать тексты на уровне одного абзаца, не дочитывать их до конца. Длинный пост в соцсетях вызывает скуку. Один известный журналист, будучи в преклонном возрасте, утверждает свои фотографии и практически не смотрит на текст. Когда его спросили, как же так, он ответил, что теперь смотрят в основном фотографии. Наверное, именно поэтому так хочется обратить внимание на то время, когда читали гораздо больше. Меня радует внимание к нашему проекту. Я думала, что мы соберемся в маленькой студии, почитаем, и никто этого не заметит. А пришли журналисты и заинтересовались нашим проектом, и, может, кому-то захочется прочитать прекрасные стихи и прозу Марины Цветаевой.

При этом Юлия Снигирь признается:

— Никаких общих черт с Мариной Ивановной я в себе никогда не находила. Может быть, именно поэтому она так меня и привлекала. Я видела в ней то, чего нет во мне. Она всегда мне казалась сильной и творческой натурой, готовой на большие жертвы ради искусства. Ее творчество отчасти жесткое, и жизнь тоже. Так что это не я. Марина Ивановна вспоминает, как ее отец открывал музей. Больше всего меня поразила ее мать, которая, умирая, желала своему мужу успешного завершения его дела. До конца своей жизни, уже будучи больной, она ему во всем помогала, вела переговоры, занималась договорами. Наверное, он не мог сам зарабатывать деньги, но музей открыл на средства мецената Нечаева-Мальцова. Если проводить параллели с сегодняшним днем, то он был вообще «не про деньги». Он был совсем нерациональным и непрактичным человеком, но рядом была женщина, которая его во всем поддерживала. Это так важно в любое время.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах