В своем приветствии конгрессу заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова отметила, что это самое крупное кардиомероприятие в Москве и одно из крупнейших в РФ, где собираются ведущие российские и зарубежные специалисты. Она напомнила, что в столице хорошо развита клиническая помощь, успешно работает инфарктная сеть и смертность от сердечных приступов снижается. И сегодня главная задача — сделать так, чтобы высокотехнологичная помощь требовалась пациентам как можно реже. В кардиологии принципиальное значение имеет амбулаторная помощь, выявление рисков и мониторинг состояния пациентов, и очень важно выстроить систему передачи помощи между кардиологами поликлиник и стационаров и другими специалистами. Анастасия Ракова заверила участников, что решения конгресса будут воплощены с жизнь, а Москва традиционно готова перенимать ведущие мировые практики.
Алексей Хрипун отметил, что конгресс собрал настоящих звезд кардиологии российского и международного уровня: «Мы видим огромный интерес кардиосообщества к этому событию, которое является значимым не только для развития московского здравоохранения, но и здравоохранения всей страны».
Московские власти всегда связывали успехи в кардиологии с интервенционными технологиями (то есть малокровными операциями, которые осуществляются посредством чрезкожного вмешательства). В последние годы появился даже новый термин — «технологичная кардиология». «У нас есть все для ее развития: цифровая среда, которая сформирована в Москве; настоящие «большие данные»; возможности неинвазивной диагностики в широком масштабе; реально работающий ИИ. Мы готовы реализовать самые смелые идеи, которые могут родиться на конгрессе. Путь в Москве от идеи до воплощения достаточно короткий», — сказал Алексей Хрипун.
Открытие конгресса в этот раз проходило нестандартно. Высоких гостей, в том числе из-за рубежа, попросили рассказать, как они видят кардиологию будущего и о чем хорошем жалеют в прошлом.
Академик РАН, глава Российского кардиологического общества Евгений Шляхто рассказал, что сегодня уровень развития кардиологии в столице соответствует лучшим мировым практикам и его нужно тиражировать по всей стране. «Медицина будущего — это медицина научных знаний и цифровых технологий, — рассказал академик Шляхто. — Без науки и без данных цифровых технологий будущего просто не будет. Каждый врач сегодня должен заниматься наукой, медицина — это исследовательский процесс. Наука помогает врачу понимать, где он находится, и брать лучшее из того, что есть в мире, который быстро меняется. Главный двигатель прогресса в здравоохранении — конвергенция знаний в области физики, химии, биотехнологий. Почти все последние Нобелевские премии связаны с биологией и ИИ. Мы будем все активнее применять цифровизацию и технологии искусственного интеллекта, которые позволят перейти на интегрированный уровень оказания медпомощи. И если сегодня мы живем в парадигме доказательной медицины, то завтра ведущую роль будут играть данные клинической практики, то есть данные десятков миллионов пациентов (биопсии, молекулярной диагностики и пр.), которые поможет анализировать ИИ, чтобы выбирать лучшее лечение. Сегодня для оценки клинического случая мы используем данные больного, а завтра будем использовать и данные окружающей среды. Например, подсчитано, что экология вносит 65% в развитие ишемической болезни сердца. Образ жизни пациента, его привычки и пристрастия влияют на развитие тех или иных заболеваний. На основе полученных данных мы сможем подбирать каждому персонализированную терапию».
Все это, по словам Евгения Шляхто, потребует изменения в системе подготовки кадров: кардиологии будут нужны не просто клиницисты, а клиницисты-ученые, исследователи, которые смогут выбирать лучшее из того, что есть. «Переход от традиционной модели к персонализированной самым тесным образом связан с подготовкой кадров, и мы должны уделить этому внимание», — сказал академик Шляхто.
Известный российский кардиохирург, профессор, академик РАН Баграт Алекян сказал, что у него нет сожалений о прошлом: когда он начинал работать, коронарная хирургия начала свое становление, а потом стала активно развиваться и интервенционная. Он стал свидетелем многих революционных прорывов в отечественной кардиологии. Так, еще в 1976 году наш великий врач, академик Евгений Чазов создал первый тромболитик и впервые ввел его больному с инфарктом в коронарное русло, то есть провел первый в мире эндоваскулярный тромболизис. Потом стало развиваться коронарное стентирование; вскоре появились стенты с лекарственным покрытием, которые в 10 раз уменьшали стенозы.
Из технологий ближайшего будущего академик Алекян выделяет инновации в сфере визуализации кровотока, которые позволят сделать стентирования более персонализированными. «Нельзя имплантировать как можно больше стентов при любом стенозе, нужна выборочная оценка тяжести стенозов», — считает Баграт Алекян.
В 2022 году в России было проведено 447 тысяч кардиологических операций, из которых эндохирургические составили 68,7%. Американские исследователи прогнозируют, что к 2026 году оперировать эндоваскулярно можно будет от 75 до 95% сердечно-сосудистых патологий. Так что нам есть куда стремиться.
Академик РАН, профессор, известный кардиолог и врач профилактической медицины Сергей Бойцов тем временем заявил, что будущее кардиологии Москвы собралось на полях московского конгресса: «Молодые кардиологи сильно отличаются от врачей нашего поколения: они имплантированы в Интернет; скорость их соединения со Всемирной сетью гораздо выше, чем у меня. Но мы отличаемся от молодых специалистов опытом. А опыт приходит только с возрастом, и это помогает соединить знания и получить другие возможности в оказании помощи».
По оценкам Бойцова, в обозримом будущем кардиологию ждет широкое внедрение визуализации в диагностике, в том числе у постели пациента. Например, виртуальная гистология скоро станет обыденностью. «Мы будем заглядывать все дальше в сосуд», — говорит Сергей Бойцов. Будет активно развиваться телемедицина, виртуальные консультации станут рутиной. Дистанционный мониторинг физиологических параметров пациента станет самостоятельным направлением амбулаторной практики. Будет наращивание использования больших баз данных и ИИ при диагностике и лечении многих сердечно-сосудистых патологий. Нас ждет совершенствование разработки искусственных органов (сердца, его отдельных структур, сосудов). Будет активно развиваться практика применения длительно действующих препаратов. Врачи и пациенты станут настоящими партнерами, а роль медицинской сестры в лечебном процессе станет более значимой».
...В ходе конгресса специалисты обсудили множество актуальных вопросов кардиологии, искали пути совершенствования качества оказания специализированной медицинской помощи пациентам с кардиологическими заболеваниями, говорили о внедрении современных медицинских технологий в практическое здравоохранение. Нет никаких сомнений в том, что Москва применит все новинки первой.