МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Древние орнаменты и ручная работа: педагогов коледжей в Дербенте учили ткать ковры

На стажировке в Дербенте педагоги колледжей отправились к истокам культуры

Стажировка педагогов колледжей, которая с 2022 года проходит по всей России и к 2030-му охватит всех преподавателей и методистов СПО, предусматривает не только занятия на промышленных или сельхозпредприятиях. Повышение квалификации актуально и для других отраслей и направлений, в том числе для сферы искусства. Ведь для будущих ландшафтных дизайнеров, художников или мастеров по изготовлению ковров не менее важно, чтобы лекции вели преподаватели, знакомые со своим предметом на практике.

Повышение квалификации актуально для отраслей и направлений в сфере искусства и культуры

В творческих колледжах – тоже стажировка

В прошлом году в российские колледжи поступили 1,25 млн абитуриентов. Трудоустраиваются после учебы примерно 81% выпускников, и эти цифры говорят о востребованности среднего профессионального образования. А значит – необходимо как можно быстрее подготовить педагогов СПО к новому формату обучения – современному, мобильному, не оторванному от жизни, а, напротив, основанному на реальных вызовах сегодняшнего дня.

Федеральный проект «Профессионалитет», который дает возможность пройти такую стажировку и охватил уже более 30 регионов России, разработан как часть модернизации всего российского образования. Повышение квалификации преподавателей и методистов СПО стало частью большой цепочки преобразований, и каждое звено этого процесса, каждая отрасль важны для страны.

Ковроткачество заинтересовало педагогов

На примере многопрофильной стажировки в Дагестане хорошо заметна та польза, которую приносит проект «Профессионалитет» колледжам креативной индустрии. Проект реализуют в Дербентском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике. Здесь недавно принимали преподавателей колледжей такого творческого направления, как «креативное дело».

Педагогов-стажеров СПО из Уфы, Пскова, Волгограда, башкирских городов Сибая и Туймазы научили ткать ковры, обрабатывать керамику, камень и металл, они освоили резьбу по дереву и ювелирное дело. Одной из интересных площадок стажировок стал Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, где стажерам предложили изучить ковроткачество Северного и Южного Дагестана. Мини-устройства, на которых работали стажеры, отображают весь процесс работы ткацкого станка

Дагестанский город Дербент – один из древнейших в России, ведь он был известен еще в VI веке до нашей эры, а местные жители верят, что ему больше 5000 лет. В местном музее шесть отделов и огромное число экспонатов из разных эпох. Неудивительно, что побывавшие здесь педагоги в полном восторге от пройденного обучения.

Одной из таких интересных площадок стал Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, где стажерам предложили изучить ковроткачество Северного и Южного Дагестана.

Работали на мини-станках

– В первый день педагоги изучали, какие вообще существовали виды ковров и кто занимался этим искусством, – рассказывает заведующая музеем Наиля Исмаилова. – На второй день у стажеров уже была практика: они сидели за мини-станками и самостоятельно проделывали всю работу. А на третий они уже сами выходили на видеосвязь со своими ответственными кураторами и подробно сдавали здесь экзамен.

Директор музея поясняет, что мини-устройства, на которых работали стажеры, отображают весь процесс работы ткацкого станка (они бывают разных видов и размеров). Так что педагоги в полной мере ознакомились с тонкостями этого искусства.

– Стажеры узнали в том числе и о процессе окрашивания, который проходила шерсть, ведь работа по созданию ковра была сложной и трудоёмкой, – говорит Наиля Исмаилова. – Всю информацию, которую мы давали, стажеры учили, а потом сами рассказывали.

Директор музея отмечает, что педагоги, которые вообще не имели представления о дагестанском ковроткачестве и о процессе создания ковров, смогли буквально за пару дней с легкостью изучить все азы.

– Мы даже им в какой-то момент сказали: «Всё, теперь вы уже можете ткать наши дагестанские ковры», – вспоминает директор музея.

Древние техники – в современность

Преподаватель направления «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ДПИ и НП) Зоя Ган вместе с другими педагогами Псковского областного колледжа искусств им. Римского-Корсакова поделилась своими впечатлениями о стажировке в Музее ковра. Педагог рассказала, что они с коллегами изучали уникальные техники традиционного дагестанского ковроткачества – «суммах» и «ворсовая техника, турецкий узел». Педагогов-стажеров СПО из Уфы, Пскова, Волгограда, башкирских городов Сибая и Туймазы научили ткать ковры

– Эти две старинные техники переплетения нитей – основа всего мирового ковроткачества, особенно восточного, – увлеченно рассказывает Зоя Ган. – Техники замечательные, и, несмотря на то что они древние, они так же современны, как и все традиционные народные искусства, которыми жива наша цивилизация и которые надо сохранять, оберегать от вытеснения машинным производством и популяризировать.

На стажировке педагог узнала, что раньше в каждом дагестанском доме стояли ткацкие станки и на них мастерицы создавали удивительные по красоте ковры разных расцветок, орнаментов и переплетений.

– На основе этих двух ковровых техник развивалась ковроткацкая промышленность – как на территории Российской Федерации, так и во многих других странах, – поясняет Зоя Ган. – И, конечно, обучение основам ковроткаческих техник очень пригодится мне в дальнейшем обучении наших студентов отделения ДПИ и НП по виду «художественная роспись ткани», где они осваивают все виды работы с тканью и на третьем курсе ткут гобелены, близкие по технологии производства к дагестанским ручным коврам. Спасибо большое за предоставленную возможность получить очень хороший опыт ткачества и за знакомство с дагестанской народной культурой и замечательным музеем.

Графический дизайн: через века

Старший мастер Псковского политехнического колледжа Мария Егорова поделилась, что стажировка по федеральной программе «Профессионалитет» в Дербенте стала важным этапом в подготовке преподавателей направления «графический дизайн».

– Участие в этой программе способствовало целому ряду положительных изменений и профессиональному развитию, – считает она. – Мы ознакомились с национальными трендами в графическом дизайне. Имели возможность изучить принципы жизни в Дербенте, узнать, в чем его идентичность. Оказалось, что Дербент – это город-бренд, и большую роль в этом сыграла не только его архитектура, но и философия жителей. Также мы узнали, что старый город состоит не из улиц, а из магалов – небольших поселений. И именно они стали прообразом фирменного шрифта Дербента. На стажировке мы разобрали стилевые элементы праздничного города. Например, ковер – главный стилевой элемент такой айдентики, который может вытягиваться в длинную линию судьбы любой девушки из этого города. Стажировка преподавателей направления «графический дизайн» сопровождалась освоением работы с новейшими программами и технологиями

Мария Егорова особо отметила, что стажировка сопровождалась освоением работы с новейшими программами и технологиями, а это важный аспект в профессии графического дизайнера.

– Полученные знания и навыки позволят преподавателям обновить учебные программы и методические материалы, углубить свои теоретические знания по таким аспектам, как цветовое решение, типографика, создание логотипов и брендинг, –  говорит педагог.

Озеленение на примере Дербента

Очень интересно и познавательно было на стажировке в Дербенте и «ландшафтникам» – мастерам и преподавателям специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство».

– Мы узнали, что город сейчас стоит на пути развития данной отрасли. Возвращение в города разнотравных многовидовых газонов из местных видов растений – одно из решений, обеспечивающих условия для формирования устойчивых биоценозов, – делится педагог Людмила Полякова, которая преподает технологию переработки древесины в Псковском политехническом колледже. – На стажировке мы изучили ландшафтное богатство города с разнообразными элементами благоустройства. Пространственные решения парков разработаны на основе техногенного рельефа. В Дербенте всего 10 парков различной площади, из-за климата здесь достаточно трудно выращивать цветочную и древесную растительность. Мы встретились с разнообразием платанов, кленов, кавказской сосны, альбиции, павлонии, церциса рожкового, а также с разными видами можжевельника, гибискуса сирийского, лиственных лиан, роз и кипарисов.  Очень интересно и познавательно было на стажировке мастерам и преподавателям специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство»

Педагог замечает, что для всего этого разнообразия нужен полив, и данный аспект тоже был затронут на практике.

– Мы изучили как современную систему, так и древнюю. Смогли сложить древний водопровод! Он появился в Дербенте очень рано – возможно, существовал уже в 3–7 веках н.э., – рассказывает Полякова. Они изучили древнюю систему водопровода 3–7 веков н.э

Стажеры этого направления рады, что получили уникальную возможность изучить местные ландшафтные традиции, ознакомиться с использованием различных растений и техники озеленения.

– Такие стажировки способствуют повышению квалификации и внедрению новых идей в учебный процесс, – уверена Людмила Полякова. И сами под руководством мастеров смогли сложить древний водопровод

Секреты обработки древесины

Преподаватели и мастера специальности «технология переработки древесины» на стажировке в Дербенте узнали интересную вещь. Оказывается, в этом городе деревянное домостроение не развито из-за влажного и теплого климата, который способствует разрушению дерева, однако обработка древесины у народов Дагестана имеет долгую историю благодаря разнообразию местных пород деревьев и традициям.

– Запрет на производство оружия во второй половине XX века привел к переходу от металлообработки к деревообработке, что стало возможным благодаря богатым лесным ресурсам региона, – делится информацией мастер производственного обучения из Псковского политехнического колледжа Михаил Егоров. Преподаватели и мастера специальности «технология переработки древесины» на стажировке в Дербенте изучил трудоемкий процесс создания унцукульской орнаментальной насечки, требующий специальных навыков и точности

Педагог вместе с коллегами изучил трудоемкий процесс создания унцукульской орнаментальной насечки, требующий специальных навыков и точности. Орнамент включает в себя геометрические формы и симметричные композиции. Егоров увлеченно рассказывает, что процесс производства насечки делится на три стадии: подготовительная (заготовка и обработка древесины), творческая (придание художественной ценности) и завершающая (защита изделия и его окончательный вид).

– Подготовительная стадия занимает много времени, иногда до нескольких лет (!!!), из-за необходимости сушки древесины после обработки, –  поясняет педагог.

«Стажировка позволила преподавателям СПО углубить свои знания и обменяться опытом с коллегами из другого региона», – поясняют в колледже.

Гости из других городов согласны с коллегами из Пскова. «Стажировка и курсы повышения квалификации прошли настолько насыщенно и интересно, что нам уже не терпится начать использовать новые инструменты, методики и практики в процессе обучения на занятиях у нас в колледже!» – делится преподаватель Уфимского художественно-промышленного колледжа Ирина Крымская.

Фото из архива музея

Перейти на проект

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах