МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Чеченской свекор убил русскую сноху за непослушание: «Она хотела быть похожей на них»

Бастрыкин взял дело под контроль

22-летняя Христина пропала в Чечне 24 сентября 2024 года. Одним из тех, кто активно искал девушку, был ее свекр 46-летний Руслан У.

Вскоре выяснилось, что он ее и убил.

Подозреваемый во всем признался, но останки погибшей девушки до сих пор не найдены.

Мать Христины, проживающая в Лобне, Анастасия Кокова, умоляет найти тело, чтобы его можно было похоронить, а также требует выяснить, как и почему свекр расправился со своей молодой снохой.

Сам арестованный утверждает, что убил за непослушание. Однако есть основание предполагать, что имело место сексуальное насилие. Последние годы Христина жила под постоянным контролем со стороны отца мужа, тот не давал ей и шагу ступить.

«Христина насмотрелась сериалов и верила в большую любовь. Она представить себе не могла, что ее ждало на родине мужа после свадьбы», — поделилась с «МК» мать погибшей.

Фото: Aldin Nasrun/unsplash.com

Отказалась от аборта

Опять домашнее насилие, приведшее к смерти. Но на этот раз не центральная Россия, а Чечня. И убил не муж, а отец мужа. Глава семьи, патриарх, чье слово и действие – закон в этих краях. Но даже по традиционным чеченским обычаям это большой грех, поднять глаз на жену сына.

«Он считал, что Христина его собственность, что ли. После того, как она разошлась с его сыном Ахмедом, мог позвонить даже ночью и потребовать, чтобы сделала селфи — где находится, кто с ней рядом. Христина очень боялась за себя и за свою маленькую дочь, нашу внучку, которую у нее отобрали после фактического развода», — продолжает Анастасия Кокова.

Спустя три дня после исчезновения девушки, Руслана задержали, и тот во всем признался. Что задушил, сжег останки дотла, а пепел развеял за рекой в чеченском селе Бачи-Юрт, где живет семья. Ищите, мол…

Анастасия не верит, что от тела ничего не осталось. Разве такое может быть? Даже если сжег в домашней печке, то это же не крематорий, температура не такая высокая, что-то да должно было уцелеть. Но на месте предполагаемого убийства нашли только мешок из под строительного мусора…

А где же была остальная семья, пока свекр избавлялся от невестки? Неужели убитая не кричала? Не звала на помощь? Вопросов в этом деле гораздо больше, чем ответов.

На фотографии, которую прислала мать, Христина с покрытой головой. После замужества она старалась походить на чеченку, покрасила свои темно-русые волосы и густые брови в иссиня черный цвет. «Она хотела быть похожей на них, чтобы никак не отличаться, понимаете?» — объясняет мать. Эти метаморфозы случились уже после свадьбы.

Собственно, почти вся недолгая жизнь Христины — после свадьбы. Со своим избранником девушка познакомилась в 17 лет. Мать считает, что любви с его стороны не было. Возможно, увлекся первое время, понравилась она ему, совсем молоденькая и неопытная девочка, какие-то чувства, может, Ахмед и испытывал поначалу. Но когда выяснилось, что юная Христина ждёт ребёнка, жениться чеченец не захотел. У родителей девушки было желание написать заявление в правоохранительные органы, так как жених был уже совершеннолетним, а невеста еще нет. Но Христина кричала, что любит, слушать не желала, что их разлучат, отказалась от аборта.

«На свадьбе настоял свекр. Хотя вся их чеченская родня была против, и мать Ахмеда тоже была против, если бы не Руслан, свадьбы не было бы», — объясняет Анастасия.

Но будущий родственник сказал как отрезал, что чеченцы не бросают своих детей. Поэтому Ахмеду придется зарегистрировать отношения в ЗАГСе.

После свадьбы молодые уехали в село Бачи-Юрт, что в двух часах от Грозного. Родилась девочка. Анастасия не могла навещать дочь и внучку, в их семье нет таких денег, они многодетные, но она созванивалась с Христиной по телефону. Девушка жаловалась, что супруг поднимает на нее руку, а остальные домашние делают вид, что так и должно быть. Что она здесь всем чужая.

«Как-то мне позвонила и спрашивает: ты не будешь ругаться? Я говорю, нет, не буду, а что случилось?  Тут она призналась: «Я покрылась», стала мусульманкой, полностью приняла их образ жизни. Она хотела жить с мужем и делать все, чтобы к ней относились хорошо», — уверяет Анастасия.

Увез малышку обманом

По словам женщины, брак продолжался около двух лет. Ахмед почти не бывал дома, он работал с отцом в Москве, где у Руслана была своя компания. Христина же с дочерью оставалась в родовом селе под присмотром родни. Редкие визиты Ахмеда домой, по рассказам матери, сопровождались скандалами.

«Я не общалась с зятем, мне он был не интересен. Я сделала все, что могла, заранее предостерегала дочь, что она никогда не станет частью их жизни», — вздыхает мать.

— Ахмед любил ребенка?

— Ребенок по чеченским обычаям тоже принадлежал мужу. А их супружеские отношения прекратились.

В конце-концов по совету матери Христина, вернувшись с девочкой, подала заявление на развод в Лобненский городской суд, по месту своей и Ахмеда прописки. Это было в 2022 году. Ей было всего 20.

Однако в день заседания приехал Руслан с представителем от сына, предоставили документы, указывающие, что ответчик проживает по другому адресу, зарегистрирован в Чеченской Республике, поэтому разбирательство должны перенести туда.

«Я говорила ей: «Почему ты должна ехать в Чечню и там разводиться? Пошли к юристу, составим ходатайство, суд проведут у нас в Московской области». Но она сомневалась, раздумывала, а потом и вовсе забрала заявление. Вроде бы свекр наговорил ей, что Ахмеда заберут в армию, если они разведутся. А она не хотела сделать хуже», — продолжает мать.

Формально они оставались мужем и женой. Христина не была против, чтобы супруг виделся с ребенком, когда хочет. Но однажды Ахмед увез без спроса дочь в село Бачи-Юрт к своим родным. «На следующий день позвонил ей и сказал – мы в Чечне», — разводит руками Анастасия.

Он отец, значит, имеет право. Христина рванула за ними…

— Как она обустроилась в Чечне?

— Дочь работала в кафе на выдаче, чтобы быть поближе к маленькой дочке. Пыталась как-то выжить. Но надолго ее не хватило, она жаловалась, что ей сложно там жить.

Фото: Из личного архива

— Ее не принимали в свой круг? Может быть, обижали? — спрашиваю я Анастасию.

— Она мне всех подробностей не рассказывала. Просто сказала, что нелегко. Хотя она мне видео скидывала с корпоратива, там были чеченские девушки, в принципе ничего такого плохого я не заметила. Потом она позвонила, сказала, что больше в Чечне находиться не может и без ребёнка не может. Так и ездила туда-сюда.

— На что же она жила?

— Деньгами в семье распоряжался Руслан. Он контролировал ее, предоставлял разрешение видеться с девочкой, которую воспитывала вторая бабушка и другие родственницы мужа, — говорит мать. — Руслан переводил деньги Христине. Он снимал ей квартиру, когда она там жила. И он же попрекал ее деньгами, которые давал, считал, что имеет на это право. Говорил, что она должна отчитываться перед ним, где была, что делала, присылать ему свои селфи в любое время суток. Сохранилось ее сообщение, что если бы она знала, что так будет, она никогда в жизни не взяла бы у него денег. 

— Много он ей давал?

— Он скидывал мне чеки, чтобы показать, сколько он в нее вкладывал. В месяц, наверное, выходило около 40 тысяч. Чем дальше, тем больше он относился к ней не как к снохе, а как к женщине, на которую имеет право. Христина долго молчала. Не хотела жаловаться. Вы знаете, как-то все разом всплыло уже в этом году, когда она начала понемногу признаваться, что он угрожает ей расправой за неповиновение. Конечно, если бы я сразу знала всю правду, я бы не сидела на месте, та же Христина мой характер знает… знала… Но она многое не договаривала. Делилась только с подружкой, но об этом мы тоже узнали слишком поздно.

Фото: Из личного архива

По словам Анастасии, так Христина и жила — на два дома. Два раза пыталась переехать и обустроиться в Чечне, рядом с дочерью, которую ей не отдавали, но ужиться в «чужом монастыре» с их порядками и укладом так и не смогла. Вероятно, для этого нужно было там родиться. Ахмеду, по ее словам, она была не нужна. Тот большей частью проживал в Москве.

24 сентября, находясь в Чечне, молодая женщина пропала. 26-го сентября мать подала на ее розыск. Руслан делал вид, что пропажа снохи очень его расстраивает, помогал ее искать. 28-го сентября его задержали за ее убийство.

— У вас сразу было относительно него подозрение? Или все-таки думали, что такого не может быть, чтобы он в итоге поднял на нее руку?  

— Перед последним отъездом она мне рассказала, что он ее преследует везде.

— Она пыталась жаловаться в правоохранительные органы на то, что человек, который ей вообще-то не муж, ее прессует?  

— Нет, не пыталась. Я предлагала ей обратиться в полицию, потому что это уже уголовщина. Но она боялась мести с его стороны и его связей в республике, о которых он рассказывал.

— Женщины из его рода как на все это реагировали? Христина не пыталась поговорить со свекровью или с кем-то еще?

— Это было бесполезно. Они все были настроены против нее. А мать Ахмеда ей в лицо говорила, что хотела для своего сына чеченку, а не русскую. Потом они дали показания, что все были у брата свёкра в гостях, когда она пропала. Поэтому ничего не видели и не слышали… Якобы в доме оставались только Руслан и Христина. Я уверена, что все было иначе. Потому что есть голосовое и видео Кристины, что они собирались барана резать и у них будет мероприятие, к ним приедут гости, это было 22 сентября, 23 она мне вдруг написала, что сошлась обратно с мужем, а 24 пропала со связи…

Похоронить по-человечески

Сейчас Руслан У. находится в СИЗО, пока что ему инкриминируют 105-я статья УК РФ часть 1. Это убийство без отягчающих обстоятельств.

«Так как тело так и не нашли, было или нет изнасилование, сказать невозможно. Пока что прорабатывают версию самого Руслана, что прах сожжен и развеян. Он отрицает, что насиловал. Говорит, что задушил, потому что плохо себя вела, не слушала его».

Анастасия уверена, что убийца рассказывает неправду, чтобы уйти от еще большей ответственности. Если выяснится, что он принудил сноху к сексу, а убил, чтобы не выдала, бояться ему стоит не только тюремного срока.

«По чеченским обычаям это не то, что позор, как мне сказали, всей их семье жизни не будет, если узнают, что он ее заставил. Она же ему как дочь...»

В соседних селах, рассказывают, многие даже не слышали о том, что неподалеку убили русскую сноху. Пока новость не появилась в местных СМИ, все было тихо. Но сейчас уже разлетелось по всей Чечне. Когда дело взяли на контроль в центральном СК в Москве, расследование ускорилось. Но ответ на главный вопрос: где же тело, все еще не получен. Анастасия сдала ДНК, чтобы, когда останки найдут, точно опознали Христину.

«Все это продолжается почти месяц и уже невыносимо. Пусть все закончится хоть как. Пусть бы ее нашли наконец, — не выдерживает мать. — Если тело все-таки лежит в земле, а не сожжено, нужно, чтобы этот человек обязательно указал на место, куда он ее закопал, нужно похоронить нашу Христину по-человечески».

Причастность Ахмеда к смерти жены не доказана. У мужчины стопроцентное алиби. Сейчас он в Чечне вместе с маленькой дочерью. Анастасия выехать к внучке не может, нет средств, да и не уверена она, что ей отдадут малышку. «Может быть, когда найдут тело или будут проводить следственные действия, я смогу туда поехать и хоть ненадолго встретиться с внучкой», — надеется бабушка.

По законам средневековья

В этой истории, увы, нет хеппи-энда.

Это могло произойти, и происходит, где угодно…Уже после гибели Христины, в начале октября в Саратове убили еще молодую женщину — бойфренд не захотел, чтобы она с ним рассталась, зарезал ее ножом в салоне сотовой связи. А за три года до этого он же расправился со своей предыдущей женой за то, что ушла.

В сентябре в подмосковном Троицке еще один мужчина в течение часа зверски избивал любимую женщину, отказавшую ему в интимной близости. Позже она скончалась.

Это лишь несколько картин, несколько случаев, чтобы не сложилось мнение, чтобы мы как-то очерняем Чечню.

Такое может быть везде, где перестают действовать законы, а возвращаются к традициям и нормам морали средневекового общества. Кто сильней, тот и может навязывать свою власть. Женщина – не человек, а вещь, она должна молчать и подчиняться.

Убийство женщин мужчинами, которые должны их защищать. Конечно, произошедшая в Чечне трагедия из ряда вон, так как в убийстве признался не муж, а отец мужа.

Что двигало им? Запретная страсть к молоденькой родственнице? Или желание сломить ее волю и подчинить себе только на том основании, что он мужчина?

Что ждать от общества, которое все больше относится к женщинам как к бесправным контейнерам для деторождения, без собственных чувств и желаний, когда их тела не принадлежат им ни при жизни, ни после смерти. Когда у них нет права голоса и право воспитывать собственного ребёнка.

Я спросила Анастасию, может ли так быть, что Христина все еще жива, Руслан или кто-то еще  держит ее взаперти или продали в рабство?

«Следователи рассматривали эту версию, но вряд ли, - вздыхает женщина. — В этом случае виновному грозило бы гораздо меньше по закону, это же не убийство, ему нет причин скрывать ее продажу. Руслан ведет себя таким образом, чтобы никто не узнал, что он мог сделать с ней перед смертью».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах