“Ей не свойственны харизма или страсть, но она идеально держит ритм и никогда не выходит из себя по отношению к музыкантам, работающим за ее тремя дирижерскими палочками, – пишет The Guardian. – Познакомьтесь с Майрой Проссом, роботом-дирижером нового поколения, дебют которой состоялся в эти выходные в Дрездене”.
Два ее выступления в восточногерманском городе призваны продемонстрировать последние достижения в области машиностроения, а также музыку, написанную специально для использования технологий 21-го века. Художественный руководитель дрезденского симфонического оркестра Маркус Риндт утверждает, что цель состоит не в том, чтобы “не заменить людей”, а чтобы исполнять сложную музыку, которую дирижеры-люди сочли бы невозможной.
Симфонический оркестр, давно известный своими инновациями и политическими заявлениями, отмечает свое 25-летие концертом Robotersinfonie в Хеллерау-холле, который состоит из двух частей: одна - чисто человеческая, а после перерыва - с участием роботов.
Во второй половине трехрукая Майра сжимает в руках три коротких световых меча, каждый из которых окрашен в свой цвет, чтобы отмечать время. Ансамбль разделен на три части, каждая из которых управляется своей палочкой, создавая перекрестные ритмы.
Композитор Андреас Гундлах написал шедевр, удачно названный Semiconductor's, для 16 духовых инструментов и четырех перкуссионистов, играющих в разном темпе. Некоторые начинают медленно и ускоряются, в то время как другие замедляются. Гундлах рассказал местной общественной телекомпании MDR, что благодаря техническим навыкам Майры музыка звучала гладко, “как будто она исходила из одного источника”.
Чтобы осуществить мечту, Маркус Риндт сотрудничал со специалистами Технического университета Дрездена CeTI, который расшифровывается как Центр тактильного интернета с возможностью взаимодействия с человеком. Компания занимается инновациями, основанными на принципе, согласно которому роботы и люди могут сотрудничать, а не конкурировать.
Риндт научил Майру дирижировать так, как дирижировал бы человек, демонстрируя движения рук до 40 раз, чтобы она могла интегрировать и перенимать их со все возрастающей сложностью в течение двух лет обучения.
Каждая “рука” имеет по семь суставов, что позволяет ей двигаться и вытягиваться во всех направлениях. Но если она начинает действовать слишком сильно, ударяя в такт, срабатывает предохранительный механизм, который не позволяет ей причинить какой-либо вред себе или музыкантам.
Риндт рассказал MDR, что идея отойти в сторону ради сложного робота пришла ему в голову 23 года назад, когда он репетировал сложную композицию. Один из фаготистов сказал дирижеру: “Вы дирижируете кларнетами в 3/4 такта, а у меня 5/8, совершенно другой темп – что мне делать, никто мной не дирижирует?” И дирижер ответил: “Я не робот".
Местные СМИ сообщили о восторженном приеме, оказанном мировой премьере в субботу вечером, за которой в воскресенье должна последовать прямая трансляция концерта.
Майра, пожалуй, самый технически продвинутый робот-дирижер, но она не первая, отмечает The Guardian. В 2008 году 1,2-метровый автомат с дирижерской палочкой дирижировал Детройтским симфоническим оркестром во время исполнения "Несбыточной мечты" Митча Ли из оперы "Человек из Ламанчи". Девять лет спустя итальянский тенор Андреа Бочелли и филармонический оркестр Лукки выступили в Пизе с Юми, заявленным как “коллаборативный” двурукий робот-дирижер. А в Южной Корее в июле 2023 года робот-андроид занял дирижерское кресло в Сеульском национальном театре Кореи.
За четверть века своего существования дрезденский симфонический оркестр часто выходил за рамки современной музыки. В 2006 году с балконов жилого комплекса социалистической эпохи в центре Дрездена звучала аранжировка саундтрека к классическому советскому немому фильму "Броненосец Потемкин", а на крыше играл британский поп-дуэт Pet Shop Boys.