Рабочие руки требуются повсюду: мы строим дороги, больницы, школы, заводы, атомные станции. Многие проекты уникальны, ведь у нас даже климат свой уникальный, там, где летом +35, зимой может быть –30. А значит, любой бетон, любой асфальт — все по особой технологии.
Поэтому нам нужны рабочие профессии, мастера-профессионалы, которые и в науке понимают, и за станком настоящие асы. Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что эта цифра — миллион специалистов — наш ключевой ориентир на пути к технологическому суверенитету.
У страны есть свои ресурсы и оборудование, теперь важно наладить производство товаров, которые будут лучшими в мире. Это касается и электроники, и машиностроения, и IT, и многого другого.
Редакция «МК» решила узнать, насколько реалистичны эти амбициозные планы. Мы нашли экспертный центр — Институт развития профессионального образования, который занимается сбором данных о системе среднего профессионального образования, разрабатывает и внедряет программы подготовки кадров. Специалисты института раскрыли, как они планируют быстро и эффективно готовить рабочие кадры для экономики, помогать находить работу и обеспечивать их стабильное будущее с хорошими зарплатами.
Каждый год колледжи выпускают от 600 до 800 тысяч молодых высококвалифицированных специалистов. Подготовить в короткий срок миллион новых, обученных по передовым программам, а главное, по тем направлениям, которые больше всего сегодня необходимы экономике, — задача сложная, но решаемая, считает ректор ИРПО Сергей Кожевников.
В 2023 году выпустилось около 400 тысяч студентов по наиболее востребованным в ведущих отраслях экономики профессиям и специальностям.
Среди направлений подготовки, куда вчерашние школьники теперь идут гораздо активнее: программирование, машиностроение, фармация, информационная безопасность, и все они уже в самом ближайшем будущем будут определять развитие российской экономики.
Эксперты ИРПО отмечают еще одно условие формулы успеха, если мы хотим получить много новых и квалифицированных мастеров производственного дела. Отраслевые предприятия должны максимально активно включаться в процесс учебы – помогать готовить образовательные программы, говорить, как и чему надо научить, чтобы получился профессионал, нужный на производстве. Такой «союз» образования и производства уже есть и создать его помог федеральный проект «Профессионалитет». Это новый подход к профобучению с короткими и максимально современными программами, а также с прямым включением ведущих отраслевых предприятий в образовательный процесс.
Важная часть «Профессионалитета» – стажировки педагогов и методистов колледжей. ИРПО готовит программы для стажировок, а стажируются педагоги уже на реальном производстве – на заводах и предприятиях. Там знакомятся с новейшим оборудованием и производственными технологиями, практикуются у лучших мастеров, а затем возвращаются в колледжи, чтобы отладить уже практику студентов. Так в стране появляются настоящие производственно-образовательные кластеры и работает формула: завод плюс колледж, плюс современное оборудование и современные программы.