Результаты исследования показывают, что данные, полученные со смартфонов в условиях, приближенных к повседневной жизни, могут быть полезны для раннего выявления и мониторинга болезни Альцгеймера. В исследовании участвовали 72 респондента, из которых около трети испытывали субъективное снижение когнитивных функций (ВСС).
Сейчас болезнь Альцгеймера часто диагностируется слишком поздно для эффективного лечения. Даже новые антитела, находящиеся на стадии обсуждения, действуют только при назначении на ранних этапах заболевания.
Доктор Надин Дирш и ее коллеги разработали новый подход к оценке проблем с пространственной навигацией как одного из первых возможных симптомов болезни Альцгеймера.
«Исследование проводилось в формате своеобразной охоты за мусором, где участники должны были найти заранее указанные достопримечательности, используя специальное приложение на смартфоне», — поясняет она.
В исследовании участвовали 72 человека в возрасте от 20 до 60 лет. У людей с ВСС наблюдается потеря умственных способностей, которая не всегда может быть выявлена стандартными нейропсихологическими тестами. Однако они находятся в группе повышенного риска.
Все участники должны были самостоятельно найти несколько зданий на медицинском кампусе университета Магдебурга, следуя указаниям приложения, в то время как их передвижение отслеживалось с помощью GPS.
«Все участники хорошо знали территорию кампуса и имели опыт использования смартфонов. Мы также провели предварительную практику с приложением», — добавляет нейробиолог Йонас Марквардт.
Респондент выполнял задание индивидуально, посещая пять зданий по маршруту длиной около 800 метров. Приложение отображало карту с текущим местоположением и следующим пунктом назначения, но исчезало, как только участник начинал движение.
«Если они терялись, могли нажать кнопку помощи, после чего на короткое время отображалась карта с их местоположением и пунктом назначения», — объясняет Марквардт.
В большинстве случаев участники достигали всех пяти пунктов менее чем за полчаса. Различия между пожилыми людьми с ВСС и без них проявлялись в количестве так называемых остановок для ориентации.
«Пожилые люди с ВСС чаще останавливались во время ходьбы, чтобы сориентироваться, по сравнению с теми, у кого ВСС не было. Мы смогли идентифицировать участников с ВСС по этому критерию», — поясняет нейробиолог.
Ученые пока не выявили, почему люди с ВСС ведут себя иначе. Исследователи заметили, что респонденты чаще колебались на перекрестках, что может свидетельствовать о изменениях в процессе принятия решений.
«Тем не менее, результаты нашего исследования подтверждают концепцию. Они показывают, что данные со смартфонов могут помочь выявить едва заметные признаки снижения когнитивных способностей в реальных условиях», — заключают нейробиологи.