По его словам, рост зарплат в стране не остановится, в борьбе за кадры он будет продолжаться и дальше. Чтобы разорвать этот круг, необходим настоящий прорыв, в данном случае автоматизация производства и роботизация.
Заместитель главы Администрации президента прав, его слова подтверждает сухая статистика. Среднемесячная номинальная зарплата в 2023 году рекордно выросла до 73 709 рублей. По данным Росстата, реальные зарплаты в июле нынешнего года (уже за вычетом инфляции) ускорили рост до 8,1 % в годовом выражении, с 6,2 % в июне. А среднемесячная начисленная зарплата в июне приблизилась к 85 тысячам рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 18 %.
Скорее всего, этот процесс действительно могут остановить только радикальные меры. Нехватку сотрудников испытывает 85 % российских компаний. Уже есть программа привлечения специалистов (квалифицированных, а не дворников) из дальнего зарубежья, из стран с низким уровнем жизни, но с хорошими профессиональными навыками.
Но проблема острая. И как было бы здорово, если бы ее решили машины.
Идея с роботизацией, конечно, не новая, никакой Америки она не открыла. Еще с далеких советских времен «партия и правительство» призывали технократов на местах к автоматизации производства. Когда определенные трудоемкие операции вместо человека выполняет робот или какое-то другое механическое устройство.
Сплошные плюсы: никакого человеческого фактора. Автоматизация есть не просит, работает 24 часа в сутки и в разы увеличивает производительность труда.
Собственно, это и есть коммунизм, когда вместо человека все делает машина, а человек только пожинает ее плоды.
Но, как известно, коммунизм мы так и не построили.
Что имеем в итоге?
Сегодня уровень роботизации в России составляет 19 промышленных роботов на 10 тысяч рабочих. В развитых странах мира этот показатель в среднем равен 151 единицы. По планам, до 2030 года промышленные предприятия России внедрят (должны внедрить) еще 85 тысяч роботов. И тогда наша страна поднимется до отметки 145 роботов на 10 тысяч человек.
В общем, на бумаге не все так безнадежно.
Хотя к 2030 году даже такой уровень роботизации проблему с дефицитом кадров вряд ли решит. По оценке экономистов, к этому времени нехватка рабочих рук будет только обостряться и составит от 2 до 4 миллионов человек. А самый большой кадровый голод ожидается в обрабатывающих отраслях: около 1,1 миллиона человек.
Особенности российской роботизации заключаются в том, что она широко применяется в производстве лекарств, резины и пластмасс. Но не в машиностроении
- Если у вас 5 свободных вакансий, а вы нашли только трех специалистов, то им зарплату как ни поднимай, двух человек они все равно не заменят, - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. - И вопрос ставится правильно: чтобы изменить ситуацию на рынке труда, необходимо перевооружение производства, автоматизация и роботизация. Другое дело, что мы сильно отстали в этом плане, допустим, от Японии или Южной Кореи. И в короткие сроки такие задачи, требующие огромных финансовых вложений, не решить.
- А куда девать людей, если их заменят роботы?
- О полном вытеснении рабочих речи не идет. Просто будут востребованы совсем другие профессии – наладчики оборудования и так далее. Это вряд ли вызовет значительное сокращение персонала.
- Тем не менее, что реально выгоднее сегодня бизнесу: повышать зарплаты в борьбе за кадры или вкладываться в автоматизацию?
- Реально, ему еще долго придется биться за кадры, потому что другой альтернативы не остается. При нынешней ключевой ставке ЦБ брать кредиты для инновационных проектов никто не станет