Ко мне на прием пришел мужчина 60 лет. Он жаловался на интенсивную давящую боль за грудиной, усиливающуюся при ходьбе. Неприятные ощущения стали его беспокоить около недели назад, а в последние 12 часов их интенсивность только нарастала. Тем не менее он добрался до меня своим ходом.
Как оказалось, год назад у него произошел инфаркт миокарда, но все назначенные лекарства мужчина принимать бросил. Я отправила его на ЭКГ. Результат меня обеспокоил: на пленке ползла «кошачья спинка», то есть был подъем сегмента ST с характерной выпуклостью. Это верный и грозный признак того, что кровоток в сердце нарушен. Скорее всего, просвет сосуда забит тромбом, миокарду не хватает кислорода, полным ходом идет стадия повреждения, если не восстановить его снабжение в ближайшие часы, все может закончиться фатально.
Скорая приехала еще до того, как я успела дописать направление в неотложку, ведь ситуация крайне серьезная. И внезапно пациент… отказывается от госпитализации. Объясняет это тем, что через три дня Пасха и он не хочет в больницу.
Уперся и не сдвинешь: «Давайте отказ, где подписать, никуда не поеду».
Тут пришлось действовать жестко, звонить жене и сообщать, что, если она не убедит мужа сейчас же отправиться в больницу, вся родня точно соберется в их доме на Пасху, но по грустному поводу. Это помогло, жена смогла донести информацию в очень доходчивой форме, и пациент сдался в руки реанимационной бригады.
Через три недели пациент вернулся ко мне. Что же произошло за это время с нашим героем, определенно родившимся в рубашке?
Скорая доставила его в Научно-практический центр интервенционной кардиологии, где ему была экстренно сделана коронароангиография — исследование, при котором через прокол бедренной артерии вводится катетер к сердцу под рентгенконтролем. Через катетер вводится контрастное вещество, заполняющее сосуды сердца и позволяющее оценить их состояние через специальную камеру. У нашего героя была выявлена закупорка коронарной артерии тромбом и сразу же проведено стентирование.
Стент представляет собой каркас, который надевается на баллон и доставляется к месту сужения коронарной артерии. Он вдавливается в стенку суженного сосуда с помощью баллона, поддерживая его просвет открытым, в результате чего просвет артерии расширяется и кровоснабжение сердечной мышцы восстанавливается.
Упрощенно можно выделить 3 вида стентов:
1. Голометаллические.
2. Стенты с лекарственным покрытием.
3. Биоразлагаемые — не используются, так как по результатам наблюдений показали рост неблагоприятных исходов.
Нашему герою повезло и здесь: ему поставили хороший стент с лекарственным покрытием. После стентирования обязательна двойная антиагрегантная терапия в течение года, чтобы предотвратить слипание тромбоцитов и избежать образования тромбов внутри стента. Кроме того, нашему пациенту необходимы были препараты из группы статинов, бета-блокаторов и ингибиторов АПФ.
Я ему рассказываю о важности приема всех этих лекарств, о том, как ему повезло и все закончилось максимально благополучно. Он мне отвечает: «Да лучше уж мне было помереть, чем пить столько лекарств каждый день...»
Меня спрашивают, сталкивалась ли я с чудесами в своей работе: пожалуй, весьма регулярно. Только в реальности это совсем не так умилительно, как в финале почти каждой серии доктора Хауса.
И каждый раз, сталкиваясь с очередной внезапной сердечной смертью какого-нибудь любящего отца и преданного мужа, когда атеротромбоз не был так любезен и не дал ни времени, ни шанса на спасение, я вспоминаю того счастливчика, с которым случилось настоящее пасхальное чудо, но он его совсем не оценил.
Мы всегда рады вашим вопросам доктору на электронный адрес редакции info@mk.ru.