У Йена Кэмпбелла, исследователя из Эдинбургского университета, особый взгляд на биполярную депрессию, пишет The Observer. Ученый живет с этим заболеванием и потерял членов семьи, ушедших из жизни из-за депрессии. Это остается неразрешимой, разрушительной проблемой для здоровья, говорит Кэмпбелл.
Более миллиона человек в Великобритании страдают биполярной депрессией, из которых треть, вероятно, попытаются свести счеты с жизнью, отмечает The Observer. Тем не менее, корни этого состояния остаются неизвестными, несмотря на значительные усилия по их пониманию.
Однако недавно психиатры приняли новый подход к болезни, чтобы раскрыть ее причины и выделить возможные методы лечения. Вместо того чтобы рассматривать биполярную депрессию как аффективное расстройство, ее следует рассматривать как нарушение обмена веществ, с которым можно справиться с помощью диет и других вмешательств, которые могут изменить телесные процессы.
«Мы должны думать о биполярной депрессии не как о первичной эмоциональной проблеме, а как о нарушении регуляции энергии в организме», — говорит Кэмпбелл, сыгравший ключевую роль в создании Центра метаболической психиатрии Эдинбургского университета, который открылся на днях. «Это совершенно другой способ думать о психических заболеваниях».
При поддержке канадской благотворительной организации Baszucki Foundation и британского финансирующего агентства UK Research and Innovation этот центр будет изучать связи биполярной депрессии с нарушениями обмена веществ, такими как диабет и ожирение, а также изучать, как на нее влияют нарушения циркадных ритмов.
«Системы, включающие энергию, метаболизм и свет, все взаимосвязаны в нашем организме, и одним из результатов их нарушения является биполярная депрессия, как мы считаем», — отмечает профессор Дэнни Смит, глава нового Центра метаболической психиатрии.
Биполярная депрессия изначально была известна как маниакальная депрессия, ярлык, который отражает ее прогрессирование, добавил Смит. «Иногда у людей нет энергии. В других случаях у них ее просто слишком много. Они маниакальны. Им не нужен сон. Они очень активны и делают вещи, которые им не свойственны. Психиатры спросят их: как вы себя чувствуете? На самом деле, они должны спросить: что вы делаете?»
Один из подходов — разработка метаболических методов лечения, которые могли бы сократить их приступы мании и летаргической депрессии, сказал Кэмпбелл. «Кетогенные диеты, при которых человек ест не углеводы, а много жиров, довольно распространены. Они используются для снижения веса, а также для лечения эпилепсии в некоторых случаях. Однако теперь становится ясно, что они могут помочь облегчить биполярную депрессию».
Недавнее исследование, проведенное в Эдинбургском университете, включало 27 человек с биполярной депрессией, которые соблюдали кето-диету в течение восьми недель.
«Треть из них чувствовали себя очень хорошо. Их настроение было более стабильным, они были менее импульсивными, а их депрессия прошла», — сказал Смит. «Выяснение того, почему некоторые отреагировали, а другие нет, станет одной из первых задач исследователей в новом центре».
Другие исследования будут сосредоточены на том факте, что многие люди с биполярным расстройством страдают от депрессивных эпизодов, пик которых приходится на осень и зиму, в то время как их мания усиливается весной и осенью. «Мы все чувствуем себя немного мрачно зимой по сравнению с летом, но для людей с биполярным расстройством это очень интенсивный опыт, и эта проблема возникает из-за нарушений циркадных ритмов, которые контролируют их внутренние биологические часы, — сказал Смит. – Одна пациентка сказала мне, что она знала, что становится маниакальной, потому что у нее обострилась чувствительность к цвету и свету. Другими словами, люди с биполярным расстройством, по-видимому, более чувствительны к свету в определенное время года. Но почему?»
Одна из попыток ответить на этот вопрос будет включать группу под руководством Эдинбурга в выращивании клеток сетчатки, полученных от людей с биполярным расстройством, в лабораторных условиях. Затем ученые будут использовать их, чтобы посмотреть, реагируют ли они по-разному на проходящий через них свет, и как они воспринимают и реагируют на свет и смену времен года.
Другие технологические подходы будут включать использование технологии радиолокационного сна. Эти устройства измеряют дыхание, движение и частоту сердечных сокращений человека и могут определить, бодрствует человек или нет, и какие стадии сна он проходит.
«Мы собираемся использовать их в течение очень длительных периодов, около 18 месяцев, в спальнях людей с биполярным расстройством. Всякий раз, когда они заболевают, мы можем посмотреть, как меняются их режимы сна, и таким образом найти способы, которые мы могли бы использовать для прогнозирования их ухудшения самочувствия в будущем — на основе изменений в их режимах сна.
«На самом деле, существует множество различных подходов, которые мы можем использовать для измерения того, как сон, циркадные и метаболические факторы могут влиять на психическое здоровье человека, — и мы стремимся отследить самые важные из них в течение следующих нескольких лет».