Опрос с участием аналитического центра вуза показал, что в пятерке лидеров «самых нужных» предметов, по мнению родителей, математика (алгебра), русский язык, история, физика и литература. Эксперты сообщают, что свои позиции повысила химия, ее назвали седьмой по счету, зато на два пункта вниз «уехали» иностранные языки, английский — на 12-е место.
На удивление низкие позиции в рейтинге популярных предметов заняла информатика. В подобных рейтингах она неизменно на 7-8 местах среди популярных ответов, и 2024 год не исключение. Не смог помочь информатике подняться в родительских глазах даже мировой старт искусственного интеллекта, начавшийся после 2022 года.
Что касается новых предметов, предложенных в школьную программу, то единодушнее всего поддержали логику. За науку аргументации и риторики в школе выступили 59% родителей.
«Антирейтинг» бесполезных и ненужных, по мнению участников опроса, предметов распределился так. Лидируют ОРКС/религия, ИЗО и музыка, предметы сочли лишними 4% родителей. Также «прозвучали» как ненужные РОВ, ОБЗР и даже химия. При этом назвать предметы, которые вообще не пригодятся детям, респонденты затруднились. 8% участников опроса заявили, что все школьные предметы пригодятся детям.
В ответах на вопрос о желаемом трудоустройстве для ребенка приоритеты распределились так. 27% родителей мечтают о будущей карьере своего отпрыска в сфере здравоохранения. В «хлебном» IT желают видеть ребенка 20% опрошенных. В педагогике – 10%, работником силовых структур или военным – 8%. Также в списке родительских симпатий по выбору профессии для чада фигурируют предпринимательство, наука, экономика, юриспруденция, профессиональный спорт, творческие специальности.
По отзывам аналитиков, воззрения взрослых на модернизацию программы в школе и будущность трудоустройства детей «крайне консервативны». И ультраконсервативны в своем выборе они тоже традиционно, такие опросы проводят ежегодно, и в них мало что меняется. Мечтая о работе для детей в будущем, родители не видят корреляции между выбором школьных предметов и профориентацией. Например, для работы в здравоохранении крайне важны химия и биология, для занятости в IT, очевидно, информатика. И физика, ее тоже «требуют» для поступления на цифровые специальности.
15 лет линейка пяти «главных» предметов в подобных опросах остается стабильной — констатируют ученые. Причину видят в большой поколенческой разнице, непонимании тенденций и трендов в образовании, нестабильности социально-экономической ситуации.
«МК» решил обратиться за консультацией к самому новому источнику знаний – нейросети. И задал ИИ два вопроса, касающихся школьных предметов и профориентации.
На вопрос о том, какие предметы сейчас в школе важны, исходя из списков «профессий будущего», электронный мозг за секунды выдал следующее:
1. Математика и логика: основы математического мышления необходимы для решения проблем и анализа данных.
2. Информатика и программирование: знания в области IT и программирования становятся все более важными в различных сферах.
3. Науки (физика, химия, биология): понимание естественных наук помогает развивать критическое мышление и решать практические задачи.
4. Иностранные языки: владение несколькими языками открывает новые возможности в глобализированном мире.
5. Социальные науки (история, экономика, психология): эти предметы помогают понять общество, культуру и экономику, что важно для междисциплинарного подхода.
6. Творческие дисциплины (искусство, музыка, литература): развитие креативности важно для инновационного мышления.
7. Навыки критического мышления и решения проблем: эти навыки можно развивать через различные междисциплинарные проекты и обсуждения.
8. Финансовая грамотность: умение управлять личными финансами становится все более актуальным. Важно не только изучать эти предметы, но и развивать навыки сотрудничества, коммуникации и адаптивности, которые также будут востребованы в будущем.
Но более изощренный вопрос о нобелевских лауреатах, что, исходя из их речей номинантов последних лет, позволило им стать такими умными и успешными, ИИ ответил столь же быстро. И выдал похожий, по-другому акцентированный список, где нашлось место искусству и философии.
1. Наука (физика, химия, биология). Многие лауреаты в области естественных наук подчеркивают важность раннего интереса к науке. Это помогает развивать аналитическое мышление и способность к экспериментам.
2. Математика: формирует логическое мышление и навыки решения проблем, что критически важно для исследовательской деятельности.
3. Литература и язык: умение выражать свои мысли и идеи, а также критически воспринимать тексты помогает лауреатам формулировать и передавать свои открытия.
4. История: понимание исторического контекста своих исследований и достижений позволяет лучше осознать их значимость.
5. Искусство: творческие дисциплины развивают креативность и инновационное мышление, что может быть полезно в научной работе.
6. Социальные науки: знания в области психологии и социологии помогают лучше понимать общественные процессы и взаимодействия, что может быть важно для тех, кто работает в гуманитарных областях.
7. Философия: умение задавать глубокие вопросы и рассматривать этические аспекты своих исследований часто упоминается как важный фактор успеха.
Эти предметы способствуют формированию разносторонних навыков и критического мышления, что в конечном итоге помогает достигать выдающихся результатов в различных областях.