МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Послать по пейджеру – в 1990-е к услугам граждан были три строчки на маленьком экране

Как переругивались с помощью односторонней связи

Нынешние трагические события в Ливане вдруг вернули нам из небытия электронное устройство под названием пейджер. Давайте вспомним поэтому хотя бы некоторые детали биографии такого весьма популярного когда-то гаджета.

Фото: Михаил Ковалев

Большинство россиян зрелого и совсем зрелого возраста уже основательно забыли о существовании подобного средства мобильной коммуникации. А молодежь нынешняя так и вовсе не знакома с данным чудом техники.

Потому начнем с коротенького ликбеза. По сути своей пейджер – это маленький автономный радиоприемник, настроенный на определенную частоту. Позвонив на специальный номер телефона вы связываетесь с дежурным сотрудником пейджинговой компании и диктуете ему текст сообщения, а также номер пейджера того, кому оно предназначено. После этого оператор отправляет такую вашу «эсэмэску» на радиопередатчик, и она уходит в эфир, попав через некоторое время (несколько секунд-минута-три минуты) по нужному адресу. На экране этого пейджера при нажатии кнопки его владельцем высвечивается ваше послание.

Как правило, таким образом передавалась очень короткая оперативная информация: «Перезвони мне…», «Я жду там-то…», «Встречаемся во столько-то…»

Справка «МК»: Технология пейджинговой связи появилась 100 лет назад. Первопроходцем в данной области коммуникаций считают американца Шермана Амсдена. В 1924 году он создал новый сервис – «Телефонную службу врачей». Если больной не мог сразу дозвониться до своего доктора, то телефонистка перенаправляла его вызов на специального оператора, которому пациент диктовал сообщение для врача. А сам специалист-медик должен был в течение рабочего дня регулярно звонить по телефону (даже по уличному таксофону) этому оператору, узнавать, какие сообщения поступали на его имя от пациентов, и соответствующим образом на них реагировать. Вслед за медиками сервис, предложенный Амсденом, взяли на вооружение детективные агентства, аварийные службы… К началу 1950-х, систему усовершенствовали. Каждый пользователь вооружался портативным радиоприемником и ему присваивали персональный цифровой код. В эфире дежурный сотрудник компании называл номера, на которые поступили сообщения, и человек, услышав свою кодовую комбинацию цифр, звонил оператору, а тот озвучивал текст. Дальнейший прогресс был связан с внедрением технологии отправки радиосигнала с информацией о поступившем сообщении на специальное автономное приемное устройство, которое человек мог постоянно носить с собой. В 1959 году начался серийный выпуск таких гаджетов, которые с подачи компании-производителя получили название пейджеров.

В нашей стране первые системы пейджинговой связи заработали чуть более 45 лет назад. Перед Олимпиадой-80 подобную новинку внедрила в Москве английская компания. Пейджеры помогали оперативно решать организационные задачи во время грандиозного спортивного форума. В том числе слаженно проводить многочисленные торжественные церемонии.

Для граждан России такие приборчики стали доступны в начале 1990-х. Сперва эти приборы на своих экранах отображали только комбинации цифр, которыми были зашифрованы несколько самых распространенных сообщений. Например, «424» - «Позвони мне». Потом появились более продвинутые модели, которые транслировали изображения слов (размер дисплея позволял передавать 1, 2, 3 строчки).

В Москве и некоторых других мегаполисах операторы пейджинговой связи предоставляли своим клиентам ряд дополнительных услуг. На пейджер можно было получить, например, прогноз погоды, курс обмена валют, программу ближайших по времени телепередач, даже столь популярные в ту пору гороскопы…

Кое-кто по простоте душевной считал, что дорогостоящая новинка дает им весьма широкие возможности. Довольно распространенным заблуждением была уверенность в возможности использования оператора пейджинговой компании, как сотрудника справочного бюро. Вместо того чтобы диктовать им сообщение, девушек просили подсказать телефон какой-нибудь организации, парикмахерской, железнодорожного вокзала…

Порой возникали «непонятки» при записи и передаче сообщений из-за плохой дикции клиента или вследствие рассеянности, усталости оператора. В результате абонент с недоумением читал, например на экране своего гаджета: «Группа красноярских инженеров задерживается из-за снежных баранов». На самом же деле животные здесь ни при чем, а вместо «баранов» следовало написать «буранов».

Широкое распространение пейджеров породило ряд проблем этического свойства.

Некоторые абоненты, например, норовили не ограничивать себя в выражениях, диктуя сообщения партнеру. («Особенно часто такое происходило, когда через наш сервис какая-нибудь пара «соратников» или сожителей начинала выяснять отношения, – поделилась воспоминаниями одна из бывших сотрудниц пейджинговой компании. – Бывало, он и она, обидевшись друг на друга, всю ночь перебрасывались крепкими фразами, стараясь максимально уязвить противоположную сторону».)

Согласно установленным правилам, операторы не имели права передавать сообщения с нецензурными выражениями. Однако креативные граждане всячески исхитрялись, чтобы обойти такое табу, – использовали созвучные словосочетания, более безобидные слова-аналоги. Есть информация, что в кругах пейджинговых завсегдатаев даже была выработана система цифровых обозначений для передачи самых ядреных слов.

Вплоть до конца 1990-х пейджер, носимый в специальном футляре на поясе, был по меркам тогдашних жителей Москвы и других крупных городов признаком «крутизны». Действительно, удовольствие иметь хотя бы одностороннюю, но оперативную связь обходилось недешево. Цена таких электронных приборов нередко переваливала за 100 долларов, а абонентская плата за пользование ими в середине того десятилетия могла достигать 50 баксов в месяц.

Впрочем, эпоха пейджеров оказалась недолгой. Уже к началу 2000-х эти «коробочки» в обиходе практически сошли на нет. Публика стала массово вооружаться куда более удобными средствами оперативной связи – мобильными телефонами. Эти гаджеты к тому времени значительно подешевели и пользование ими стало вполне по карману даже не самым состоятельным гражданам.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах