МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В надзорном ведомстве сообщили о снижении числа контрольных для учащихся: какие останутся

Эффективность работы школ будут измерять в «значках качества»

Рособрнадзор опубликовал текущие планы на нынешний учебный год. Из них следует, что школьники и учащиеся колледжей, других учреждений СПО «выдохнут» от многочисленных контрольных. ВПР (Всероссийские проверочные работы) все-таки останутся, их даже немного прибавится. Но зато больше не будет муниципальных контрольных работ и львиной доли региональных. По сути, останутся только «всероссы», проверки на функциональную грамотность, на знание родного языка. И те проверочные, что сочтет нужным провести учитель. Также в ведомстве анонсировали новую систему отличительных знаков школ, которая может заменить рейтингование.

Фото: Евгений Семенов

«Оценочные процедуры», как принято именовать проверочные, самостоятельные и «контроши» языком бюрократии, доселе занимали до 35% учебного времени. На подготовку к ним уходило до 60% усилий при выполнении домашнего задания — такими данными поделились в надзорном ведомстве. Это непозволительно много, об избыточности проверок знаний и контроля в школе говорил президент.

С 2024–2025 учебного года на уровне среднего образования (школы, СПО) останутся только считаные контрольные. Во-первых, это будут Всероссийские проверочные работы (ВПР), которые наконец легализировали, введя в норматив. Их даже станет немного больше: в ведомстве сообщают, что в список «всероссов» возвращаются иностранные языки «для всех параллелей». Еще появятся ВПР по литературе в 5–8-м классах, в 4-м классе станут проверять «литературное чтение». В 7–8-м классах начнут сдавать информатику, в 10-м «поменяется линейка предметов». Но есть и радостная весть для выпускников — в 11-м классе никаких ВПР больше не будет.

Второй пункт проверки — региональные контрольные, но только списочным составом, в перечне оставили 39 работ (для 20 регионов РФ). Оставлены региональные испытания, связанные с проверкой «знания родных языков и владения функциональной грамотностью». А вот муниципальных контрольных работ больше не будет. И даже если школам из мэрии или правительства области начнут навязывать проверки, школы «должны отказываться от участия в них». И жаловаться, если такие попытки продолжаются.

В общем, концептуально обязательными для всех школьников и студентов СПО остаются работы формата ВПР и НСИ (национальные сопоставительные работы). Последние — суть аналоги международных исследований вроде PICA или других систем проверки качества образования, из которых вышла РФ. НСИ будут проводиться на федеральном уровне, в них будет много заданий на функциональную грамотность, метапредметность. Вроде того, что в тесте по истории попросят подсчитать стоимость входных билетов в музей.

Еще в документе сказано, что при всей борьбе с чрезмерностью проверок учителя все так же имеют право проводить «собственные контрольные работы». Любителям устроить «вдруг проверочную», а такие есть среди учителей, по-прежнему карты в руки.

Так что, получается, что контрольные не только уменьшаются, но и поляризуются: будут либо совсем «сверху» спускаться, либо устраиваться «на местах». Что касается учеников, возможно, усилиями ведомства «кондуит» станет полегче. Но до свободной «Швамбрании» еще далеко.

О том, какие еще изменения в оценивании работы школ могут произойти в скором будущем, поведал глава надзорного ведомства Анзор Музаев. Он призвал не использовать количественную оценку успеваемости учеников для составления рейтинга школ. И также не рейтинговать педагогов в зависимости от успеваемости их учеников. Мол, не должно госдатирование учебных организаций или педкатегория, от которой зависит учительская зарплата, напрямую отталкиваться от результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Об этом давно говорят в учительском сообществае: стартовые условия работы изначально разные, иногда школы не по своей вине слывут низкорейтинговыми.

Взамен системы рейтингов, а именно по этому показателю регионы и муниципалитеты финансируют учебные организации, предлагается ввести отличительные «значки качества»: «Школа с высокими и объективными результатами» и «Школа с объективными результатами». Мол, никаких больше высоко- и низкорейтинговых школ, никаких больше «двоек» или совокупных баллов успеваемости, «снижающих впечатление».

Будут либо продвинутые школы с «высокими и объективными результатами». Либо просто «объективные» школы — те, что «работают в сложных условиях». Находящиеся «в отдаленных уголках страны», как определяют в ведомстве. Или работающие с большим числом не русскоговорящих детей, или с инклюзией. Что будет при новой «значковой» системе с топами лучших школ и грантовой поддержкой по ним, пока не сообщается.

— Не скрою, мне будет немного жаль, если Москва лишится проверочных работ МЦКО (Московский центр контроля качества образования. — Авт.), которые часто заменяли ВПР, — говорит учитель математики Нина Викторова. — Но и ВПР как формат тестирования новее, он совершенствуется. Тем более, говорят, что задания теперь разрабатывают педагоги и они проходят научную экспертизу. Конечно, все будут рады, если число проверок учеников и различные «срезы знаний» поубавятся.

Что до новой системы рейтингов, то ее только обсуждают. Пока, по-моему, значок мало чем отличается от рейтинга школы. Но если не будет жупела «низкорейтинговая школа», система от этого только выиграет. А значки... Есть же такое, что безоценочная система в некоторых школах допускает смайлики. Возможно, тут тот же принцип сработает.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах