МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Труд» стартовал в российских школах и сразу стал олимпиадным

«Без борщей и табуреток»: почему ручной труд в расписании проигрывает программированию

С этого 1 сентября в школах появились обещанные уроки труда. По итогам первых занятий выясняется, что в этот ностальгический и утилитарный предмет вошел широкий спектр деятельности, от изучения БПЛА и робототехники до аграрных работ и птицеводства. А недавно от Минпросвещения было объявлено, что по «труду» будет проводиться новая школьная олимпиада.

Фото: АГН «Москва»

Стало известно, что «трудовая» олимпиада пополнила собой предметный список ВсОШ (Всероссийская олимпиада школьников). И ее победители, призеры и финалисты получат право поступать в вузы без вступительных испытаний, отдельным списком, как и на ВсОШ по математике, физике etc. В программе олимпиадных заданий такие основные блоки: робототехника, информационная безопасность, технологии и техническое творчество, дизайн и технология, культура дома.

Звучит немного расплывчато, но можно заглянуть на сайт олимпиады, где есть и задания, и критерии оценивания. В разделе «дом» – шитье, кулинария, есть изучение инструментов вроде рубанка или штангенциркуля, ручной труд с ними. В «дизайне» – компьютерное проектирование и черчение, есть практикум по 3D-моделированию. Остальные задания, по идее, сплошь инженерия или IT.

«Трудовые» олимпиады регулярно проводились и раньше в регионах, например, в Вологодской области, в Самаре и др. Где в отношении «трудов» иногда ничего не менялось с прошлых времен, включая работу на токарных станках, столярничанье и шитье. Но только сейчас «труд» официально вошел в перечень ВсОШ, со всеми вытекающими преференциями при поступлении в вузы.

Как узнал «МК», сентябрь с новообретенными «трудами» начался по принципу «кто во что горазд». Школы на муниципальном уровне сохраняют автономию, и это сказывается на вольном выборе формата проведения урока.

– У нас общего собрания не было, 8-й класс уже, поэтому расспрашиваю ребенка, – говорит мама московской школьницы, Альбина. – Мне самой интересно, как они решили вернуть «Труд». Решили остроумно: один час «Мира профессий», он совмещает в себе труд и профориентацию, я так понимаю. А другой – это практикум по информатике. «Мир профессий» – пока что чистая теория, я дочь спросила, говорит, «про заводы и предприятия будущего что-то рассказывали». В электронном дневнике заявлена тема «Инновации в производстве». Обещали компьютерное проектирование и даже 3D-моделирование. Отмечу, что у нас не обычная школа, а интеграционная. Может быть, у них есть свои свободы в выборе предметов.

По информации «МК», «Мир профессий» – утвержденная министерством программа, в данном случае для 5-9-х классов. И она действительно может использоваться для уроков труда. А вот черчение не входит в список даже необязательных школьных предметов, то есть, по сути, это факультатив. В утвержденных модулях дисциплины «Труд» есть раздел «Черчение». Но есть и поручение президента на 2024-2025 годы по возвращению полноценного черчения в школы.

– Нам объявили, что пока будут чисто теоретические занятия по труду, нужны толстые тетради на пружинках и только, – говорит Лариса из Балашихи. – Сын мой в 6-м классе, мог что-то прослушать. Но вроде им сказали, что уроки будут идти раздельно для мальчиков и для девочек. У девочек – салаты, теория приготовления горячих блюд; у мальчиков – изучение инструментов и ремонта домашней техники. В самой школе практик не будет – их потом поведут на какие-то экскурсии.

В центре Москвы у лицейской школы своя правда: «технология», которую и заменил собой «труд», всегда тут представляла собой дополнительные уроки по компьютерной технике и вычислительным системам, ею и осталась. Родители выдохнули. «У нас на параллели два математических класса, один «лингва» и обычный, – рассказывает мама 7-классника Маргарита. – Но уровень математики и информатики высокий у всех. Боялись очень потерять часы. Первое, что нам сказали на собрании: «Борщей и табуреток не будет».

– Такая разница в преподавании одного и того же предмета объясняется не сколько «своеволием» школ, сколько тем, что в структуре преподавания есть основные и дополнительные модули, – считает методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Вот, например, нашумевший блок по беспилотникам: конструирование и программирование БПЛА – дополнительный модуль.

Школы обязаны дать в рамках предмета «труд» в 5-9-х классах пять направлений обучения. Но понятно, что если нет возможностей и базы – никто не будет специально закупать швейные машинки или токарные станки. Значит, эти разделы будут даны теорией. А практикой выступит другое: черчение, робототехника, программирование, моделирование. В «разрезе» новой олимпиады к тому же школам так выгоднее – с привязкой к сегодняшнему дню.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах