Если не столь давно услуги репетиторов использовались теми, кто притязал на высший балл или «недоступный» вуз, то сейчас они уверенно шагнули в широкие массы.
По данным аналитиков маркетплейса, больше всего за год вырос спрос на дополнительные занятие в дистанционном формате: по информатике аж 92%. Запрос на репетиторство по биологии онлайн подрос на 52%, по геометрии – на 36%.
Опрос и потребителей, и поставщиков репетиторства (проведен среди на 10 тысяч человек) выявил и другие закономерности. Учителя тоже «пошли в репетиторы» с большей охотой, чем раньше, за год предложение с их стороны увеличилось на 29%. Срез данных у «встречного предложения» таков: на 74% больше стало репетиторов по геометрии, на 46% — по географии, на 42% — по химии. Впрочем, тут идет речь не только о регулярном репетиторстве, но и разовых «подтягиваниях по предмету».
Аналитики поделились и данными о том, сколько и с какой частотой продолжаются занятия. 46% школьников из тех, у кого есть репетиторы, занимаются по три-четыре часа в неделю, то есть сдвоенными парами, как в вузе. Один-два часа в неделю уделяют какой-то дисциплине 41% учеников при условии двух или даже трех занятий в неделю.
Сегодня такое платное допобразование используется почти в каждой семье, где есть выпускник, который собирается сдавать ЕГЭ. Или просто планирует поступать туда, где высокий конкурс на бюджетные места. Кроме «делания будущего» для своего отпрыска, экономический резон со стороны семей тоже просматривается. Лучше вложиться еще в школе, чем после выкладывать за обучение круглые суммы: 250-600 тысяч за год в вузе или от 50 до 450 тысяч в колледже.
На практике 37% опрошенных российских родителей сказали, что готовы тратить на репетиторов до 5 тысяч рублей в месяц и не больше. 35% готовы выложить от 5-10 тысяч рублей ежемесячно. Но в реальности тратят куда больше: подсчитано, что обычная российская семья вкладывает в такой вид платного образования для ребенка 8 тысяч рублей в месяц. Больше того – те же аналитики ранее сообщили, что развивается репетиторство для дошкольников, и на них за год спрос вырос на 13%.
- По моим наблюдениям, репетитор сейчас нужен семьям, где есть какие-то амбиции, специальный план для ребенка, — говорит учитель английского языка, филолог, репетитор Наталья Мирская. – Вот языки учат не только для поступления на профессии, где нужно международное общение. Английский — не только для переводчиков, гидов и компьютерщиков, но также для брокеров, маркетологов, экономистов и юристов, медиков, инженеров и др. Другая категория семей с репетиторами – это когда ребенок не очень хорошо учится, но родители притязают на большее. Обычно такие выбирают направление и бьют в эту одну точку. По моим наблюдениям, почти исчез подход «для общего развития», «каждый образованный человек должен знать…» Сегодня со стороны родителей все очень рационально.
«МК» тоже провел небольшой опрос среди родителей школьников и убедился, что одной из причин роста популярности репетиторства может быть цифровизация. Почти все подобные услуги сегодня ушли в онлайн. Час стоит дешевле, доступность репетиторства по любому предмету повысилась. В общем, возможности расширились.
Повальный спрос на IT-специальности вызвал интерес к занятиям по информатике, чему школы, увы, не всегда могут соответствовать. Да и часов на информатику маловато. А дистанционно школьник даже из самого медвежьего угла может заниматься с репетитором, который может находиться в любой точке мира.
Спрос на геометрию обусловлен тем, что «она сложная», множество школяров не дружат с этим заковыристым предметом. И, наконец, обществознание даже после реформы предмета – хит номер один среди дополнительных предметов ЕГЭ. Распространена репетиторская триада «Русский-математика-обществознание» среди тех, кто «идет на ЕГЭ».
Но, как выясняется, репетиторство уже вышло за пределы старшей школы. Некоторые прозорливые родители начали так же готовится к ОГЭ, который обещают добавить к среднему баллу по аттестату после 9 класса. А то и вовсе сделать аналогом ЕГЭ при поступлении в колледж.
- У нас дочь не очень хорошо учится, но она одаренный художник, — рассказывает Олеся, мама 14-летней Анастасии из Москвы. – Решили в 10 класс не поступать, выбрали колледж при известном архитектурно-художественном вузе. Но туда держался средний конкурс 6 человек на место, в этом году было 10 человек и больше… Поэтому, кроме занятий по живописи и академическому рисунку, у нас есть репетиторы по русскому языку и математике, основным предметам на любом госэкзамене. С этого года еще английский дважды в неделю с репетитором. И делаем упор на информатику, это будут наши доппредметы. Если она даже на платное в колледж не поступит, это будут дополнительные предметы на ЕГЭ.