МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Самая дорогая яхта стоит почти 5 млрд долларов: ее владелец неизвестен

По воде плавают настоящие “дворцы”

Не роскошь, а средство передвижения. Вряд ли большинство наших сограждан согласятся с подобным утверждением, если речь идет о яхтах. Тем более океанских. Такие «дворцы на воде» стали одним из важных признаков сверхблагополучия их владельцев. Среди богачей даже вошло в моду соревноваться друг с другом размерами и «навороченностью» принадлежащих им судов для морских круизов. И в этом состязании есть безусловные фавориты.

Фото: Global Look Press

Перед тем, как отправиться на виртуальную экскурсию по самым шикарным яхтам, давайте уточним некоторые формулировки, технические и финансовые моменты. Разобраться в них помог инженер-кораблестроитель Сергей Слепцов.

— Те суда, о которых идет речь, правильнее назвать суперъяхтами. Это прогулочные яхты большого и очень большого размера, имеющие высокую мореходность и прекрасную техническую оснащенность, благодаря чему обеспечивается безопасное плавание даже в океане.

Хотя формально такого класса не существует, однако в публикуемых обзорах к нему принято относить суда, которые имеют длину не меньше 24 метров. И еще: большинство далеких от этой области людей полагает, что яхта — парусное судно. Однако сейчас почти все суперъяхты не имеют парусного оснащения и снабжены мощными двигательными установками.

Кое-кто из владельцев столь эксклюзивного имущества не брезгует на нем подзаработать и сдает в аренду. Клиентами в данном случае выступают зачастую тоже крутые предприниматели, и не только любители морских прогулок. Многим деловым людям нравится устраивать в таких условиях «на воде» важные бизнес-переговоры, конференции… Тариф за прокат суперъяхты может варьироваться в очень широких пределах. По имеющимся сведениям, неделя плавания на сравнительно небольшой яхте может обойтись в 20–25 тысяч долларов, а уж если захотел пошиковать на той, что значительно крупнее, придется раскошелиться на 2–3, а то и 4 миллиона.

Впрочем, не стоит смаковать столь внушительные суммы, прикидывая, какой навар получает в данном случае арендодатель. Ведь на содержание громадной яхты и зарплату ее экипажу может уходить 40–70 миллионов долларов в год.

Следует учитывать, что практически все суперъяхты построены под конкретных заказчиков и оборудованы в соответствии с их пожеланиями. А заказчики-то очень непростые: олигархи, арабские шейхи… Понятно, что попасть на борт такого судна постороннему человеку практически невозможно. Потому информация о том, что находится внутри чудо-яхт, весьма скудная. Фотографии их интерьеров в открытом доступе — редкость… Пришлось корреспонденту «МК» буквально по крупицам добирать из разных источников сведения о «самых-самых» яхтах.

Два футбольных поля

Начнем с самой большой в мире. На протяжении последних 11 лет этот титул носит яхта Azzam («Решительный»), изготовленная в 2013 году для президента ОАЭ эмира Абу-Даби Халифа ибн Заида ибн Султана Аль Нахайяна германскими корабелами. Проектирование и строительство столь уникального объекта растянулось на 4 года. Судно имеет длину 180 метров (это почти два футбольных поля), ширину, достигающую 21 метра, и максимальную осадку 4,3 метра. В конструкции предусмотрена особая система, облегчающая маневрирование громадного корабля в тесных гаванях, каналах. От двух дизелей общей мощностью 94 тысячи лошадиных сил работают четыре водомета. Два из них, установленные на корме, способны разогнать судно до скорости почти 60 км/час. А еще два с поворотными соплами размещены по бортам, и с их помощью гигант может развернуться буквально на «пятачке».

Другие штрихи к «портрету» суперъяхты: на судне имеется вертолетная площадка, в корпусе предусмотрен специальный ангар для мини-субмарины. Помимо роскошных апартаментов владельца есть 18 люксовых двухместных кают для гостей. Размеры главного салона 29х18 метров. На судне имеются также спортзал, бассейн, зал для гольфа… Оформление помещений выполнено по проекту известного французского дизайнера Кристофа Леони в стиле ампир. При отделке использованы драгоценные породы дерева и сорта камня, золото.

Согласно имеющимся данным, строительство и оборудование Azzam стоило эмиру 620 миллионов долларов. По этому показателю, как ни парадоксально, самая большая яхта проиграла своему не столь габаритному «коллеге».

Куски метеорита и кости тираннозавра

Мировым чемпионом в категории «самая дорогая» является сейчас яхта History Supreme («История Верховного»), спущенная на воду в 2011-м. По сравнению с «Аззамом» она выглядит прямо-таки лилипутом: всего 30 метров в длину и рассчитана лишь на 8 VIP-пассажиров. Но при этом обошлась владельцу со всей своей «начинкой» в заоблачную сумму — 4,85 миллиарда долларов. Как такое может быть?

Разгадка тайны — в этой самой «начинке». Как сообщают некоторые справочные ресурсы, на отделку судна ушло несколько тонн драгоценных материалов. Речь идет о платине и золоте, которым якобы покрыт корпус (такой слой гарантирует его надежную защиту от коррозии), якоря, леерные стойки... А киль вроде бы даже целиком выполнен из «солнечного» металла… В интерьерах яхты можно увидеть золотой аквариум, куски метеоритов, служащие элементами оформления, и кости ископаемого тираннозавра...

Но самое удивительное: имя владельца всей этой роскоши хранится в строжайшем секрете. В некоторых источниках упоминается лишь, что History Supreme принадлежит «анонимному малайзийскому миллиардеру». Но насколько эта информация соответствует истине — вопрос открытый.

Российское «Затмение»

Считается, что до недавнего времени едва ли не каждая десятая суперъяхта в мире принадлежала кому-либо из российских олигархов. И в этом «внутрироссийском» первенстве чемпионом является «морская игрушка» Романа Абрамовича.

Его яхта Eclipse («Затмение»), после завершения ее строительства в 2009 году, заняла верхнюю строчку в топ-10 самых больших частных прогулочных судов и удерживала первенство вплоть до появления упомянутого выше «Аззама».

Размеры 9-палубной яхты впечатляют. Ее длина — 162,5 метра. Что касается внутреннего устройства, технических «прибамбасов» и отделки интерьеров — подробностей об этом не так много. Известно, что на яхте есть две вертолетные площадки (и два вертолета Eurocopter по миллиону баксов каждый «в комплекте»), док для подводной лодки, которая имеет вместимость 12 человек (благодаря специальным раздвижным устройствам в корпусе «Затмения» эта субмарина может стартовать прямо из него). Кроме того, для прогулок пассажиров припасены 4 катера и 20 скутеров… К услугам плывущих на Eclipse господ имеются два бассейна (причем один из них способен при помощи специальных механизмов быстро превратиться в танцпол), небольшой концертный зал, кинотеатр, три столовые, тренажерные залы, спа-салоны… Абрамович зарезервировал за собой на судне личные апартаменты, площадь которых около 500 кв. метров. Каюты, рассчитанные на 36 гостей, конечно, значительно меньше. Для команды — 70 человек — предусмотрено 35 кают.

Эксперты полагают, что сама яхта обошлась Роману Аркадьевичу приблизительно в 300 миллионов долларов, а вот с учетом всего, что на ней имеется, тянет уже на 1,2 миллиарда.

Поднять паруса!

Среди других «самых-самых» яхт нельзя не упомянуть Sailing Yacht A. Ею обзавелся в 2017 году российский олигарх Андрей Мельниченко, заплатив разработчику проекта, промышленному дизайнеру из Франции Филиппу Старку, и немецкой судостроительной компании в общей сложности около 500 миллионов долларов. По своей стоимости и размерам (длина «всего» 143 метра) этот корабль вроде бы не претендует на чемпионство, уступая тем, о которых упоминалось выше. Но тут мы имеем дело с особым случаем: «Сайлинг» является самым большим в мире парусником (название переводится как «Парусная яхта А»).

Двигатели на ней тоже предусмотрены — две дизель-электрические системы. Но все-таки главными действующими лицами во время плавания по морям-океанам являются три футуристического вида мачты, изготовленные из легкого и прочного карбона. Высота каждой около 90 метров. Управление парусами осуществляется при помощи специальных автоматических устройств. Чуткая благодаря многочисленным датчикам электроника реагирует на самые незначительные смены направления ветра, силу его порывов и другие метеорологические сюрпризы.

Еще одна отличительная особенность Sailing Yacht A при внешнем взгляде на судно незаметна. Но внизу корпуса есть зона, где стенки прозрачные: из стекла толщиной 30 см. Гости могут при желании любоваться красотами подводного мира прямо во время плавания.

Предпринимателю Андрею Мельниченко довелось пользоваться своим полумиллиардным приобретением недолго — всего лишь 5 лет. Вскоре после начала СВО, в марте 2022-го, яхту «А», находившуюся тогда в порту Триеста, по распоряжению итальянских властей арестовали. Это было сделано в рамках санкций ЕС, наложенных на российского олигарха.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах