МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Как Сталин наградил создателей атомной бомбы: личный особняк, бесплатный проезд на всю жизнь и зарплата за 119 лет

Ровно 75 лет назад, 29 августа 1949 года, был успешно испытан первый советский атомный заряд, известный как РДС-1 (шифровка от "Реактивный двигатель специальный"). Это стало настоящим потрясением для американцев, которые до этого момента обладали монополией на ядерное оружие. Они были убеждены, что Советский Союз сможет создать атомную бомбу не раньше середины 1950-х годов. Страна была разрушена после войны, и, к тому же, СССР, казалось, не располагал необходимыми передовыми технологиями для создания такого супероружия.

Фото: ru.wikipedia.org

Ровно 75 лет назад, 29 августа 1949 года, был успешно испытан первый советский атомный заряд, известный как РДС-1 (шифровка от "Реактивный двигатель специальный"). Это стало настоящим потрясением для американцев, которые до этого момента обладали монополией на ядерное оружие. Они были убеждены, что Советский Союз сможет создать атомную бомбу не раньше середины 1950-х годов. Страна была разрушена после войны, и, к тому же, СССР, казалось, не располагал необходимыми передовыми технологиями для создания такого супероружия.

Однако Советскому Союзу удалось достичь ядерного паритета с США всего за четыре года. Как такое стало возможным? Ответ кроется в сочетании множества факторов: беспрецедентная организация, подбор выдающихся специалистов, и истинный патриотизм. Однако часто упускается из виду один важный момент — использование Советским Союзом метода, характерного для капиталистических стран, а именно материального стимулирования. РДС среди людей расшифровывалась как «Россия делает сама». В этом материале рассказывается, как государство мотивировало тех, кто стоял у истоков создания ядерного щита.

Либеральные историки любят утверждать, что в СССР все держалось на страхе и принуждении, и что именно это было секретом всех достижений, включая атомный проект. До сих пор распространен миф, что Лаврентий Берия, который руководил разработкой первой атомной бомбы, при распределении наград за успех исходил из следующего принципа: звание Героя Социалистического Труда присваивать тем, кому в случае провала грозил расстрел, орден Ленина — тем, кого ожидало тюремное заключение, и так далее по нисходящей. Этот миф все еще находит верующих, и его продолжают распространять, утверждая, что ученые-атомщики работали исключительно под страхом репрессий и лагерей, сообщает KP.RU.

Разработка атомной бомбы была во многом сродни искусству, где технические задачи решались с изяществом, словно создавалась великая музыка. Трудно представить, что такая работа могла осуществляться в атмосфере постоянного страха. На первый план здесь выходили патриотизм и стремление защитить родину. Ведь никто не заставлял будущего академика Флерова под угрозами писать с фронта письмо Сталину, призывая начать работу над атомной бомбой, зная, что над этим трудятся как фашисты, так и союзники. А еще немаловажную роль играло ожидание значительных вознаграждений, причем не только в форме званий и медалей.

Как бы это ни раздражало наших «либералов», Сталин и Берия умели быть щедрыми и выражать свою благодарность. В 1949 году Игорь Курчатов и Юлий Харитон были награждены Сталинской премией первой степени за разработку РДС-1. Причем размер премии был увеличен в пять раз и составил миллион рублей! За эти деньги можно было приобрести 62,5 автомобиля «Победа» (каждый стоил 16 000 рублей). Для сравнения, советскому инженеру с зарплатой 700 рублей потребовалось бы 119 лет, чтобы заработать такую сумму.

В 1953 году Андрей Сахаров и Игорь Тамм за создание водородной бомбы получили Сталинские премии чуть меньшего размера, но все же впечатляющие — по 500 000 рублей каждый. Однако «кровавые тираны» не ограничивались лишь денежными наградами.

Для организации серийного производства атомных бомб требовалось огромное количество урана — сотни тонн. Однако разведанные запасы этого металла в стране были крайне скромными. В ответ на эту проблему были срочно сформированы и отправлены многочисленные геологические экспедиции для поиска новых месторождений. Но как заставить их работать максимально эффективно? В этой ситуации было принято секретное постановление Совета Министров СССР, подписанное Сталиным, под номером 608-259 от 21 марта 1946 года. Оно устанавливает щедрые вознаграждения для геологов, которые обнаружат новые урановые месторождения. Награды были настолько значительными, что их можно было бы назвать сказочной щедростью.

Руководитель геологической партии, которая находила крупное урановое месторождение, получал:

Сталинскую премию первой степени в размере 600 000 рублей (для сравнения, премия за водородную бомбу была меньше); Золотую Звезду Героя Социалистического Труда; полностью оборудованный особняк в любом регионе страны; автомобиль; бесплатное образование для детей в любом вузе (в период с 1940 по 1956 год высшее образование было платным, так же как и обучение в старших классах); пожизненный бесплатный проезд для себя и жены по всей стране любым транспортом (а для детей — до 18 лет); двойной оклад на весь срок работы в области специальных разведок.

Щедрые награды и денежные премии были предоставлены не только за открытие урановых месторождений, но и людям, внесшим значительный вклад в этот процесс. Таким специалистам полагалось 300 тысяч рублей, звание лауреата Сталинской премии, орден (Ленина или Трудового Красного Знамени), автомобиль, бесплатное обучение детей и проезд за счет государства.

И остальные участники команды тоже не остались без внимания. Им выделялась сумма в 300 тысяч рублей, которая распределялась в зависимости от их вклада в общий успех. Такое щедрое вознаграждение послужило мощным стимулом для работы и способствовало быстрому продвижению. Геологи были мотивированы исследовать самые труднодоступные районы, что привело к открытию нескольких крупных урановых месторождений, сделанных с применением новаторских методов.

Государство могло бы ограничиться только денежными премиями, что было бы проще и менее хлопотно. Однако оно проявило настоящую заботу о своих ценнейших сотрудниках. В этом активно участвовал и Лаврентий Берия, несмотря на его репутацию человеконенавистника.

Генерал Анатолий Александров, один из руководителей атомного проекта, вспоминал:

«Однажды Берия поручил мне подготовить проект постановления Совета Министров СССР о мерах поощрения за разработку вопросов атомной энергии. При подготовке проекта мне пришла в голову мысль: а что же эти товарищи будут делать с деньгами, ведь на них ничего не купишь в наших условиях?! Пошел я с этим вопросом к Берии. Он выслушал и говорит: «Запиши: дачи им построить за счет государства с полной обстановкой. Построить коттеджи или предоставить квартиры - по желанию награжденных. Выделить им машины». В общем, то, что я предполагал разрешить им купить, - все это теперь предоставлялось за счет государства. Этот проект был утвержден».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах